4 декабря Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект 10319 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по учету положений Рекомендаций Совета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно налоговых мер по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях. Об этом сообщили нардепы в соцсетях.
Голоса «за» отдали 287 нардепов, пишет SUD.ua.
Как сообщило Министерство финансов Украины, документ будет способствовать внедрению международных налоговых стандартов в сфере борьбы с подкупом иностранных должностных лиц, а также станет еще одним шагом на пути к членству Украины в ОЭСР.
Рекомендации Совета ОЭСР призывают к: установление четкого и эффективного запрета на отчисления из налогооблагаемой базы неправомерной выгоды, связанной с подкупом иностранных должностных лиц, которая не зависит от какого-либо расследования правоохранительными органами или нарушения судебного производства; предоставление надлежащих указаний налогоплательщикам и налоговым органам относительно типов расходов, считающихся подкупом; упрощение процедуры уведомления налоговыми органами национальных правоохранительных органов о подозрениях в подкупе.
Поэтому целью принятого Закона является введение механизма выявления потенциальной неправомерной выгоды для принятия решения суда. Фактически проект Закона направлен на создание условий для предотвращения действий по предоставлению налогоплательщиком неправомерной выгоды как иностранным, так и национальным должностным лицам, если ввиду наличия будущих налоговых последствий налогоплательщик не будет совершать указанные действия.
Это полностью соответствует принципам соблюдения налогового законодательства (Tax Compliance), который пропагандируется ОЭСР. Ключевыми положениями законопроекта являются: введение запрета на вычет расходов для целей налогообложения в операциях, связанных с предоставлением неправомерной выгоды должностным лицам; дополнение функций контролирующего органа по предоставлению НАБУ и налогоплательщику сообщения об выявленных при проверке обстоятельствах (фактах), которые могут свидетельствовать о предоставлении неправомерной выгоды.
При этом как ГНСУ, так и налогоплательщик будут руководствоваться перечнем таких обстоятельств (фактов), который будет сформирован и утвержден НАБУ по согласованию с Минфином; предоставление налогоплательщику возможности самостоятельно откорректировать свои налоговые обязательства, если действительно имели место факты предоставления неправомерной выгоды; проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика в отношении которого вынесен приговор суда о предоставлении неправомерной выгоды должностному лицу; увеличение финансового результата налогоплательщика на сумму расходов по которым в соответствии с законодательством установлено, что они были осуществлены с целью предоставления им неправомерной выгоды.
В Минфине отметили, что при подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания и предложения экспертов ОЭСР, которые будут проводить оценку готовности Украины к присоединению к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих операциях. Закон вступает в силу через три месяца со дня опубликования.
Добавим, Верховная Рада на 8 месяцев отсрочила введение в действие закона о лоббировании.