В Украине затевается большая реформа средней школы.
Как заявили в Министерстве образования (МОН), с 2027 года физика, биология, химия, зарубежная литература, всемирная история, география перестанут быть обязательными для изучения в 10,11 и 12 классах.
Обязательными останутся только украинский язык и литература, история Украины, английский язык, математика, физкультура и «Защита Отечества». Также будет внедрена система индивидуального подбора предметов, то есть, своего рода профильная подготовка, которая должна помочь выпускникам более качественно подготовиться к поступлению в вуз. В МОН говорят, что, разрабатывая новую образовательную систему, ориентировались на европейскую практику. И считают, что ее внедрение позволит сделать среднее образование более качественным.
Впрочем, в украинских реалиях такая реформа может дать обратный эффект.
«Главное в этой цепочке — учителя, а о них «забыли». При том дефиците педагогов, что есть сейчас, многие директора школ перекрестятся, после того, как масса предметов станет необязательными. И по максимуму «упростят» обучение — раз физика, биология и химия необязательные, то можно и не учить, а если очень хочется — идите в частную школу», — говорит ректор технологического университета ШАГ Виталий Зайцев.
Он прогнозирует, что после того, как в государственных школах «обрежут» часть предметов, вырастет спрос на услуги репетиторов и частных учебных заведений.
«Надеюсь, никакой «отмены» важных предметов все же не будет», — говорит нам директор Киевского лицея бизнеса Людмила Паращенко.
Зайцев также добавил, что «с такой реформой школы о серьезных достижениях в науке и технологических прорывах Украине придется забыть». И ожидает, что придется серьезно «подтягивать» в университет студентов, которые закончат реформированную школу.
В украинских СМИ анализируют, что будет со средним образованием в Украине.
Новые школы для старшеклассников
«Отмену» большей части обязательных сейчас предметов в средних школах анонсировали недавно в профильном министерстве.
С 2027 года старшеклассники в обязательном порядке должны будут изучать только украинский язык и литературу, историю Украины, английский язык, математику, физкультуру и «Защита Отечества».
Остальной набор предметов будет зависеть от специализации.
Планируется внедрить систему индивидуального подбора предметов. «Вариантов профилей — десятки», — сказали в Министерстве образования.
В министерстве привели пример трех тематических кластеров, в рамках которых будут формироваться профили обучения:
Языковой литературный: украинский язык и литература, иностранные языки и литература и т.д; />
STEM: естественные науки (те самые биология, физика и химия, которые отменят для всех), математика, IT и пр.;
Общественно-гуманитарный: история, правоведение, психология, социология и др.
Как будет происходить «специализация»?
В Министерстве образования уточнили, что после 9 класса ученики смогут продолжить обучения по нескольким моделям.
Первая — в так называемых академических лицеях. В них учеников 10-12 классов станут готовить к поступлению в вузы. Именно там будут внедрены «один или несколько профилей обучения», вестись углубленное изучение профильных предметов (той же физики и химии) и интегрированных курсов. Но также будет доступным выбор предметов и независимо от профиля, то есть, можно объединить физику и филологию, историю и химию и т.д. Также останутся обязательные предметы — украинский язык, математика, английский, история Украины и др.
При этом количество часов по выбранным учеником предметам будет увеличиваться: в 10-м классе — 140 часов, в 11-м — 315, в 12-м — 420.
Откуда возьмутся эти «академические лицеи», ведь сейчас в структуре среднего образования их нет?
В профильном ведомстве вкратце обрисовали новую модель: академические лицеи выделят в отдельные образовательные заведения с «обычных» школ. Там будут учиться только старшеклассники. Академические лицеи должны быть большими: как минимум, 100 учеников на параллели. Чем больше учеников, тем больше профильных групп можно будет сформировать. Классы в новых лицеях станут формировать только для изучения обязательных для всех предметов (украинский язык и литература, английский и др). Остальное обучение будет идти в сменных группах (профильные предметы по выбору). Также хотят внедрить модульный принцип изучения, когда определенный курс будут преподавать несколько месяцев или семестров вместо того, чтобы «растягивать на годы».
В МОН заявили, что работают над тем, чтобы бюджетное финансирование академических лицеев шло по отдельной программе (по аналогии с тем, как финансируют Новую украинскую школу). Речь идет, прежде всего, о средствах на закупку техники, оборудования для лабораторий и пр.
Учителей в новые академические лицеи будут набирать директора. Это могут быть педагоги, которые работали в школе до выделения из ее структуры академического лицея или же новые учителя — на усмотрение руководства. Но требования к квалификации педагогов вырастут.
В Министерстве образования не уточняют, сколько академических лицеев в масштабах всей страны будет создано. Но понятно, что новые структуры не станут выделять из каждой средней школы.
Во-первых, есть требование по количеству учеников (не менее 100 на параллели), во-вторых — по уровню учителей, в третьих (об этом открыто не заявляют в МОН, но говорят сами педагоги) — будет отбор детей, и тех, кто демонстрирует невысокие успехи по успеваемости, туда просто не возьмут.
На этот год уже отобрано несколько лицеев для пилотного проекта по реформе. Там будут апробировать новых подходы к учебе, разрабатывать образовательные курсы и тестировать учебные материалы.
В масштабах всей страны обучение по этой системе стартует с 1 сентября 2027 года.
Обучение в школе будет связано с выбором лицея
На первый взгляд, специализация старшей школы должна пойти детям на пользу. Ведь уже сейчас старшеклассники (особенно выпускного класса) основную массу времени тратят на подготовку к ВНО — занимаются по выбранным предметам с репетиторами, а остальные уроки «тянут для галочки».
Если «лишние» предметы уберут, то в теории освободится больше времени для изучения профильных. Плюс — готовиться к поступлению можно будет в школе, а не платить за это частным репетиторам.
С другой стороны, нередко ученики и их родители до последнего не могут определиться с выбором будущей профессии. Есть случаи, когда профиль кардинально меняют уже в выпускном классе. Скажем, ребенок хотел пойти учиться на IT, но потом передумал, и выбрал психологию. На решение о выборе специализации и вуза влияет масса факторов — от предпочтений будущего абитуриента до ситуации с конкурсами в вузах и расклада на рынке труда. К примеру, в прошлом году многие ринулись на факультеты психологии, так как из-за войны на рынке труда вырос спрос на психологов и подтянулись их зарплаты.
В рамках реформы с выбором будущей специализации придется определяться еще после 9 класса, а сужения списка изучаемых предметов резко обрезает возможности для последующего маневра. То есть, выбрав филологическое направление, переметнутся затем в IT будет практически нереально. Правда, в МОН говорят, что специализацию можно будет поменять после 10 класса, но как при этом компенсировать «провал», образовавшийся за год по профильным предметам, неясно.
Отдельная тема — по выбору специализаций. В МОН заявили, что в академическом лицее профильных направлений может быть «одно или несколько». Это означает, что, к примеру, в «вашем» лицее могут предложить только STEM или филологию, а, если эти направления не подходят, придется искать другой лицей. Что, в принципе, несложно в больших городах, но может стать проблемой в небольших населенных пунктах. Придется выбирать: учить то, что предлагают, или отправлять ребенка в другой город.
Учитывая ситуацию на рынке труда, где зашкаливает дефицит преподавателей точных и естественных наук, несложно предположить, что большинство лицеев сделают ставку именно на гуманитарные профили.
«Сейчас очень сложно найти учителей физики, химии, математики, так как они востребованы в других сегментах, к примеру, в IT, технологическом секторе, производстве, биологов берут в различные лаборатории. Педагог может пройти короткую переквалификацию и зарабатывать в разы больше, чем предлагают в средней школе. Кроме того, учителя массово уходят в репетиторство. Как в таких условиях я могу собрать преподавательский состав для открытия STEM — неясно», — рассказал нам директор одной из столичных школ.
«Раз министерство сказало, что химия, физика, биология необязательны к изучению, директора многих школ просто «перекрестятся», ведь им уже не придется ломать голову, где найти учителей. И дети обрадуются, что не нужно будет «учить лишнее», ведь редко кто в таком возрасте очень сознательно подходит к школе, особенно в наше время. Для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели хотя бы базовые знания по всем предметам, по факту останется или вариант с репетиторами, или частная школа. Думаю, спрос на последние с внедрением реформы резко вырастет. Но это подходит только для тех семей, у которых есть деньги (в среднем от 5 тысяч в месяц в небольших городах до 10-20 тысяч и больше в Киеве — ред.)», — говорит Зайцев.
Он опасается, что реформа может еще больше ухудшить уровень среднего образования в стране и усилить перекос в сторону «гуманитариев».
«Если это произойдет, о технологическом прорыве или серьезных достижениях в науке Украине придется забыть», — считает Зайцев.
«Мы рискуем получить большие негативные последствия. Во-первых, снижение качества общего уровня образования. Научная грамотность является базой для развития критического мышления, анализа данных и понимания законов природы. Без фундаментальных знаний об окружающем мире молодежь может утратить способность адаптироваться к технологическим изменениям. Во-вторых, возникнет еще больший образовательный дисбаланс между городами и селами. В-третьих, потеря квалифицированных кадров. Что будет с учителями физики, химии, биологии или географии, если их предметы станут необязательными? Уже сейчас есть дефицит педагогов по этим дисциплинам. Путем оптимизации и увольнений за несколько лет мы потеряем тысячи специалистов, которые больше не найдут себя в системе образования. И вся эта реформа — во время бешеной миграции населения, войны, нехватки специалистов, низких зарплат у педагогов», — пишет на своей странице в Фейсбуке глава Днепропетровского облсовета Николай Лукашук.
«Мы уже имеем поколение, которое не знает базы естественных наук, вообще, даже при наличии нынешнего «количества часов». Прежде всего — нет квалифицированных учителей. Но важнее всего — общество приучили к ненужности этих направлений, а авторы реформы удачно подхватили этот тренд», — написал в комментариях под этим постом тьютор киевского лицея №145 Вадим Зинчук.
ПТУ и закрытие школ
Что будет со старшеклассниками, которые не смогут попасть в новые академические лицеи, и со школами, на базе которых не создадут эти образовательные структуры?
В Министерстве образования отметили, что после 9 класса для учеников есть два варианта: академический лицей или профессионально-технические колледжи и училища, где можно «получить свидетельство о полном среднем образовании, профессию, быстро выйти на рынок труда» плюс есть возможность поступить в вуз после окончания профтехучилища.
Но перспективы поступления в вузы после ПТУ — это на потом. Пока же после 9 класса многих учеников намерены отправлять «получать профессию».
Причем вариант с ПТУ может оказаться для ребенка безальтернативным по нескольким причинам — как из-за невысокой успеваемости, так и по той причине, что академического лицея просто не окажется поблизости, а училище в городе проживания будет.
Ранее нардеп от «Слуги народа» Юлия Гришина поясняла, что в городах с населением до 50 тысяч (а сюда попадают многие райцентры) лицей можно будет создать. «Но его основателем и балансодержателем будет не местный, а обласной совет. Он же будет принимать решение о целесообразности открытия лицея», — говорила Гришина.
В Миргороде Полтавской области местные власти сообщили, что, скорее всего, там будет только один лицей — из-за «небольшого количества учеников» (в городе — 9 школ). В Хмельницкой области будет 42 академических лицея и 22 профессиональных колледжа. Хотя бы один лицей будет иметь только половина местных общин. Об этом заявили на общественном обсуждении школьной реформы в ноябре прошлого года.
При этом в регионе 60 местных общин.
В МОН такой вариант тоже фактически подтверждают, заявляя, что если лицей расположен в радиусе до 30 километров, то будут организованы развозки, а если дальше — проживание в пансионах.
В министерстве обещают, что в автобусах детей обязательно будут сопровождать взрослые. Плюс — «организация подвоза будет учитывать возможные опасности, связанные с войной». Как именно — не уточняется.
Проживание в пансионах планируют организовать по аналогии с ПТУ — общежития, питание, надзор воспитателей.
Все ли родители будут готовы отправить ребенка после 9 класса «в пансион», какие условия проживания там смогут организовать — вопрос открытый.
Впрочем, специализация и новые академические лицеи — только часть образовательной реформы.
По сообщению МОН, обучение по новой системе начнется с 1 сентября 2027 года, в 2030 году будет первый выпуск, а потом — с 2030 по 2039 годы намечена «трансформация сети учреждений образования в зависимости от демографической ситуации и первых результатов реформы».
То есть в профильном ведомстве намекнули на «оптимизацию» школ, на которую украинские власти еще до войны подписались в меморандуме с МВФ.
Как рассказали «Стране» сами родители, некоторые школы уже в этом году не набирали 10 классы.
«Мы живем в пригороде, и наша сельская школа после выпуска из 9 класса помахала нам ручкой. Сказали, езжайте доучиваться в Киев. Приходится возить ребенка в столичную школу почти за 30 километров каждый день», — жалуется жительница Киевской области Оксана.
По ее словам, в школе заявили, что не будут набирать 10 класс, так как «получили соответствующие пожелания из министерства».
В МОН также подтвердили, что некоторые школы уже прекращают набор в 10 классы.
«Моделирование сети учреждений образования, которая с 2027 года будет обеспечивать профильное среднее образование, уже происходит, чтобы у государства и территориальных общин было время подготовить лицеи и улучшить те дороги, по которым будут прокладывать маршруты школьных автобусов», — отметили в профильном ведомстве.
Какие именно дороги ремонтируют специально под доставку детей в школы, в министерстве не уточняют, а местные чиновники вообще воспринимают такие вопросы как «троллинг».
«В стране идет война, денег в местных бюджетах не так много, дороги ремонтируем, но не под школы, нам бы обеспечить хотя бы связь с райцентром, чтобы «скорая» смогла приехать», — сказали нам в одной из местных общин Полтавской области.
Эксперты прогнозируют, что часть школ, особенно в селах, попросту закроют.
Впрочем, в МОН говорят, что «если какую-то школу планируют закрыть, то это связано с другими факторами — к примеру, малым количеством учеников (которых, понятно, станет меньше, если не набирать 10-12 классы — ред.), недостатком средств в местном бюджете на содержание школы и т.д».
Впрочем, эти факторы и так уже себя проявляют в полную силу. Из-за массово выезда украинцев за границу после начала полномасштабного вторжения (в том числе уезжают и родители с детьми), число учащихся значительно уменьшилось. Особенно это касается мальчиков, которых родители стараются вывезти за границу, до того как им исполнилось 18 лет. Многие вывозят их, не дожидаясь окончания школы.
Добавим, в 2024 году украинские СМИ сообщали, что школьников из Украины родители массово вывозят за границу, дети не будут поступать в украинские вузы.