В Украине нарастают экономические потери из-за протестов польских дальнобойщиков.
Об этом пишет агентство Reuters, которое провело собственное исследование проблемы.
«Недели блокирования дорог польскими дальнобойщиками, которые протестуют на границе, приведут к сокращению общего импорта Украины примерно на пятую часть в ноябре и могут стоить Киеву один процентный пункт роста ВВП, если они будут продолжаться», — заявил агентству неназванный высокопоставленный украинский чиновник.
При этом, переговоры о прекращении протестов перевозчиков осложнены тем фактом, что Польша, которая является членом Европейского Союза, находится в состоянии перехода власти после выборов 15 октября.
Польские перевозчики говорят, что украинцы вытеснили их с собственного рынка, используя изменения времен войны для разрешений.
Но теряет сейчас Украина.
«Срыв очень очевиден. Это резкое снижение; будто одна пятая нашего месячного импорта застряла на границе», — сказал в интервью Reuters Тарас Качка, торговый представитель Украины и заместитель министра экономики.
Он привел неопубликованные правительственные данные, согласно которым Украина импортировала товаров и продуктов на 3,8 миллиарда долларов США за первые 26 дней ноября, по сравнению с 5,2 миллиарда долларов США за весь октябрь.
Цифры показывают масштабы ущерба, который протесты наносят украинской экономике, которая в прошлом году сократилась почти на треть после вторжения России.
Утка сказал, что правительство пытается минимизировать ущерб и будет инвестировать в альтернативные экспортные маршруты, если это дойдет до этого, что является непростой задачей.
«Масштаб вызова большой. Я согласен с людьми, которые говорят, что это может стоить 1% роста ВВП», — сказал он.
«Власти имеют пару недель, но если на месяцы, то, возможно, придется пересмотреть (вниз) прогнозы роста экономики. Возможно, на 0,5%, 1%, но это значительная сумма», — считает аналитик Виталий Ваврищук. в украинском инвестиционном доме ICU.
Украинские чиновники говорят, что снижение поставок привело к росту цен на некоторые товары, в частности сжиженный газ (LPG), которым пользуется около 1 миллиона автомобилистов в Украине, вырос на 30%.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Тарас Высоцкий сообщил, что снижение поставок мясо-молочной продукции привело к подорожанию этой продукции на 5%. Цены на некоторые продукты питания могут вырасти на 10%, сказал он в телевизионных комментариях.
Заместитель министра инфраструктуры Сергей Деркач заявил Reuters, что переговоры между Украиной, Польшей и ЕС, похоже, зашли в «патику», поскольку протестующие хотят снова ввести разрешительную систему для украинского автомобильного транспорта, который въезжает в ЕС. Действие разрешительной системы впервые было отменено согласно соглашению, подписанному в июне 2022 года, и приостановлено до июля 2024 года.
«Ключевой вопрос — убедить митингующих, что мы сейчас не можем что-то сделать с разрешениями, поэтому дайте нам какие-то конкретные требования, кроме разрешений, и мы будем говорить», — сказал Деркач.
Как пишет Reuters, обычно товары через Польшу составляли 50% украинского экспорта автомобильным транспортом, но дальнобойщики заблокировали четыре из восьми пунктов пропуска, включая крупнейший. Украина также граничит со Словакией, Венгрией, Румынией и Молдовой на западе.
В то же время глава главной бизнес-ассоциации дальнобойщиков Польши Ян Бучек заявляет, что Киев не демонстрирует готовности идти на компромисс и создает препятствия для работы дальнобойщиков из ЕС в Украине.
По его словам, украинские автоперевозчики незаконно используют безразрешительную систему для работы в ЕС, а не только для перевозки товаров в Украину и из Украины, создавая более дешевую рабочую силу, чем польские перевозчики.
Бучек также говорит, что украинская система электронной очереди на пересечение границы одинаково применялась как к полностью загруженным грузовикам ЕС, так и к пустым, что вызывало длительное время ожидания для последних.
Польские дальнобойщики говорят, что будут продолжать протесты, пока их требования не будут выполнены, и хотят большего участия политиков из основных политических партий Польши.
«Выборы в Польше положили конец почти десятилетию консервативного правления, видимо, проложили путь к правительству под руководством проевропейского бывшего премьер-министра Дональда Туска. Но президент принял присягу правительство от действующей партии «Право и справедливость», которое не имеет парламентского большинства и, как ожидается, не продержится долго», — пишет Reuters.
Как сообщалось, 6 ноября польские перевозчики заблокировали на границе Украины и Польши ПП «Ягодин» и еще два пункта пропуска.
21 ноября украинские перевозчики начали акцию протеста на границе, а также к таким мерам прибегли словацкие перевозчики.
23 ноября в Польше в направлении ПП «Шегини» началось блокирование движения грузовиков.
Из-за блокировки границы на украинских АЗС подорожал автогаз, не некоторых автозаправочных станциях автогаза уже нет.
29 ноября министр инфраструктуры Польши Алвин Гаджадхур встретился с перевозчиками, участвующими в блокаде польско-украинской границы.
После этого премьер-министр М.Моравецкий заявил, что Польша будет просить восстановить разрешительную систему для украинских перевозчиков.