Более 1,4 тысячи коммунальных предприятий обанкротились в Украине за 10 лет, при этом, в результате схем, через которые банкротят КП, долги перекладываются на плечи украинцев — потребителей коммунальных услуг.
Об этом сообщает платформа открытых данных Опендатабот.
Так, в течение последних десяти лет вошли в процесс ликвидации более чем 1,4 тысячи коммунальных предприятий (КП) в Украине, пишет Экономическая правда.
«Рост банкротства КП в Украине наблюдался из года в год. В частности, рекордным оказался 2021 год», — говорится в сообщении.
Чаще всего признавались неплатежеспособными и ликвидировались коммунальные предприятия на Днепропетровщине, Киевщине, Львовщине, Харьковщине и Одесщине. Из всех городов страны наибольшее количество таких КП зафиксировано в Днепре, Кривом Роге, Херсоне, Харькове и Львове.
В топе городов Украины по количеству неплатежеспособных КП — Днепр, Херсон, Харьков и Львов.
«При этом, вместо банкротства и проведения расчетов с кредиторами большинство КП до сих пор подают на самоликвидацию по решению владельцев — следовательно, в судебном реестре появляется лишь 10% дел. В случае, когда коммунальное предприятие самоликвидируется, избегая судебных процедур банкротства, кредиторы просто не успевают отреагировать и обратиться в суд для взыскания задолженности», — говорится в сообщении.
Сами же КП очень редко прибегают к восстановлению платежеспособности.
«Коммунальные предприятия-должники все еще крайне редко переходят к процедуре восстановления платежеспособности — санации. Это связано с многочисленным перечнем сложных условий и длительных согласований, которые необходимо учесть для реализации плана санации и конкретных санационных мероприятий не только с кредиторами (что само по себе довольно сложно), но и, главным образом, с органом местного самоуправления», — отметил в комментарии Опендатабот специалист по вопросам банкротства Денис Лихопек.
Расчет с кредиторами должен происходить за счет имущества предприятия — речь идет о так называемой ликвидационной массе банкрота.
Однако не все имущество принадлежит именно КП, а может быть предоставленным общиной в пользование или управление.
«Еще одна проблема — это фактическое отсутствие имущества, которое формально числилось на балансе коммунального предприятия. Если во время его «розысков» будут установлены факты незаконного вывода имущества или умышленное доведение до банкротства, — отвечают и третьи лица или органы, которые к этому приложили руку. Это могут быть как руководители предприятия, так и органы местного самоуправления», — говорится в сообщении.
И если речь идет о некоммерческих КП, то ответственность может быть возложена на местные советы как на учредителя предприятия. Сейчас уже имеется практика по таким взысканиям с местных советов.
А в итоге, из-за дополнительных расходов местного бюджета, возмещение долгов некоммерческих КП перекладывается на плечи жителей общины.
Кроме того, коммунальные предприятия еще и обычно имеют специфический состав кредиторов — преимущественно, это энергетические компании и государственные органы (ГНА, ФСС, ПФУ и т.д.).
«Это затрудняет решение большинства вопросов, в частности, согласование действия арбитражного управляющего, порядок реализации активов банкрота и тому подобное. Соответственно, затягиваются и общие сроки проведения процедуры банкротства», — говорится в сообщении.
Напомним, Рада упростила процедуру банкротства для бизнеса во время военного положения.