Крупнейшие украинские торгово-развлекательные центры в конце 2023 года отметили существенный рост товарооборота в гривне — на 40-100% в текущем году к прошлому, а также посещаемости, которая превысила довоенные показатели, пишет Интерфакс Украина.
Так, в столичном ТРЦ Respublika Park посещаемость в октябре 2023 года превысила показатели довоенного декабря 2021 года – 1,57 млн человек против 1,54 млн, сообщила генеральный директор Respublika Park Юлия Счастливая. При этом в ноябрьскую «черную пятницу» трафик составил более 70 тыс. человек за день.
Кроме того, товарооборот арендаторов ТРЦ продемонстрировал прирост как в гривне, так и в долларе к довоенному времени.
«Товарооборот в гривне в октябре-2023 к декабрю-2021 вырос на 41%, в долларе на 5%. Мы сравнивали показатели только с учетом арендаторов, которые работали в оба эти периода. На первом месте по товарообороту – fashion арендаторы», – рассказала Счастливая на RAU Summit 2023 в Киеве.
Как сообщила генеральный директор ТРЦ и БЦ Retroville Рената Якубчениене, в 2023 году трафик объекта был рекордным – на 30% выше, чем в довоенный период. В пиковые периоды за два дня ТРЦ принял 140 тыс. посетителей.
Товарообороты в гривне в декабре 2023 года к январю-2022 выросли практически у всех арендаторов, в долларе – у половины, сообщила гендиректор. В частности, довоенные показатели превысил товарооборот ритейлера H&M, который открылся в ноябре впервые с начала полномасштабного вторжения.
Кроме того, несмотря на обстрел россиян в марте 2022 года, когда пострадала часть торгового и бизнес-центра, заполняемость Retroville на сегодня составляет 86%, отметила Якубчениене.
МФК Gulliver в настоящее время фиксирует около 17 тыс. уникальных посетителей в день, тогда как в пиковые периоды это число достигает 27-28 тыс. посетителей, рассказала генеральный директор МФК Gulliver Ирина Круппа.
По ее словам, до 2022 года МФК фиксировал общий трафик, без подсчета уникальных посетителей. В довоенный период этот показатель составлял 32-35 тыс. человек в день.
Управление комплекса рассчитывает на прирост уникальных посетителей на 10-15% после открытия магазинов Inditex, которые занимают большую часть премиальных локаций.
«Что касается товарооборота арендаторов, то, сравнивая с довоенным периодом, в среднем рост в долларе составляет «плюс» 5-7%. Однако отдельные категории показывают более высокие результаты, например, спортивные, ювелирные магазины, сезонные товары. В то же время арендаторы с деловой одеждой, детскими товарами показывают более низкие результаты, некоторые даже не восстановились до довоенных показателей», – отметила Круппа.
Киевские объекты под управлением Dragon Capital Property Management (ТРЦ «Смарт Плаза Оболонь», «Пирамида», «Алладин») также в целом демонстрируют рост показателей к прошлому году.
«По посещаемости, если сравнивать 11 месяцев 2023 года к аналогичному периоду 2022 года, то в «Пирамиде» +33%, в «Алладине» +48%, в «Смарт Плазе Оболонь» +6%. Если сравнивать с довоенным периодом, то в «Пирамиде» вернулись к довоенным показателям, в «Алладине» +10, в «Смарт Плазе Оболонь» – «минус» 10%. В целом, в объектах на Оболони рост гораздо ниже, чем в среднем по столице», – рассказала коммерческий директор Dragon Capital Property Management Наталия Кравец.
В то же время существенно выросли показатели товарооборота в нацвалюте в указанных объектах: за 10 месяцев 2023 года к аналогичному периоду 2022 года рост составил 57% в ТРЦ «Пирамида», 67% в «Алладине», 8% в «Смарт Плаза Оболонь».
В объектах под управлением Dragon Capital PM в других городах также отмечается рост показателей. Так, в ТРЦ Sky Park в Виннице посещаемость превышает довоенные показатели на 8%, прошлогодние – на 15%.
«Ежедневно нас посещает 20-22 тыс. гостей. Мы наблюдаем, что обороты наших арендаторов, особенно fashion и спорт, превышают прошлогодние показатели вдвое в гривне. Мы наблюдаем позитивную динамику посещаемости, как месяц к месяцу, так и год к году», – сообщил коммерческий директор ТРЦ Sky Park Станислав Шульга.
Между тем посещаемость львовского ТРЦ Victoria Gardens в 2023 году сравнялась с показателями 2019 года, установив при этом абсолютный рекорд посещаемости на «черную пятницу» – 42 тыс. посетителей.
«Товарооборот в гривне в 2023 году к 2022-му вырос на 56%. Думаю, это обусловлено многими факторами, в частности ростом цен арендаторов, и увеличением времени, которое посетители проводят в нашем ТЦ», – рассказал коммерческий директор ТРЦ Victoria Gardens Александр Буркацкий.
В то же время сокращение посещаемости и товарооборота зафиксировал ТРЦ Riviera Shopping City в Одессе.
«У нас существенно упала посещаемость, в первую очередь из-за сокращения количества шаттл-бусов. Однако увеличилась доля посетителей на собственном транспорте и сильно выросла конверсия. Поэтому в настоящее время мы больше ориентируемся на товарооборот. Не могу сказать, что у нас плюс в валюте – мы выходим где-то на «минус» 15-20% в валюте. Это с учетом, что к нам до сих пор не вернулись Inditex и H&M, Decathlon, а гипермаркет работает сейчас без собственных цехов», – пояснил генеральный директор ТРЦ Riviera Shopping City Андрей Брынзыло.
По его словам, по сравнению с офисным и индустриальным сегментом недвижимости ритейл демонстрирует необыкновенную устойчивость показателей в нынешней обстановке.
Как сообщила Счастливая, трендом на 2024-2025 гг. будет открытие большого количества торговых центров в западных регионах Украины, где в условиях войны существенно вырос запрос на качественные объекты.
Кроме того, по словам Якубчениене, новым и существующим объектам необходимо развивать развлекательную часть и фудкорты, которые остаются в тренде как в Украине, так и в Европе.
Напомним, в декабре 2023 в НБУ сообщили, что основной источник доходов украинцев это соцвыплаты.