Значительное большинство – свыше 75% – беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) по-прежнему надеются вернуться домой в будущем, однако в ближайшие время это планируют сделать лишь около 15% из них, сообщает Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) итоги проведенного в апреле-мае масштабного опроса.
Согласно им, 14% беженцев и 15% ВПЛ сообщили о планах вернуться на постоянное жительство домой в ближайшие три месяца.
Указывается, что их доля выше среди беженцев родом из Николаевской и Черниговской областей, а также среди ВПЛ из Николаевской, Киевской области и Киева и намного ниже среди ВПЛ, прибывающих с востока Украины (за исключением Харьковской области).
В будущем хотят вернуться 62% беженцев и 67% ВПЛ. Надежда на возвращение выше среди ВПЛ родом из Запорожской, Херсонской и Днепропетровской областей. Беженцы, размещенные в соседних с Украиной странах, чаще выражают надежду на возвращение, чем те, кто живет в других европейских странах (71% против 57%), уточняется в исследовании.
Согласно ему, 18% беженцев против 6% ВПЛ не определились с возвращением в будущем. Нерешительность относительно возвращения более заметна среди беженцев из Полтавской, Донецкой, Винницкой, Житомирской, Луганской областей и Киева, а также среди ВПЛ из Киевской и Луганской областей. Их доля также выше среди беженцев, размещенных в странах, не являющихся соседями Украины (24% против 8%).
Об отсутствии планов и надежд на возвращение домой сообщили 6% беженцев и 12% ВПЛ. Таких респондентов было больше среди беженцев из Львовской и Луганской областей, а также среди ВПЛ из Луганской, Киевской и Донецкой областей.
Как отмечается в исследовании, намерения беженцев и ВПЛ сильно зависят от ситуации с безопасностью у них дома и статуса их жилья, а также их текущее социально-экономическое положение.
В частности, планы возвращения в следующие три месяца более вероятны среди беженцев, сталкивающиеся с более высокой уязвимостью и проблемами в принимающих странах, например, у пожилых людей, проживающих у родственников или друзей, или живущих за денежные переводы.
В их числе также те, кто хочет воссоединиться с близкими родственниками и позаботиться о своем имуществе. Согласно исследованию, у 37% беженцев супруг/супруга и/или дети находятся в Украине, у 28% дома повреждены или их состояние неизвестно. В случае ВПЛ дома остались супруг и/или дети у 10%, однако дома повреждены или в неизвестном состоянии у 46%.
Уточняется, что доля жителей с востока Украины среди беженцев составляет 39%, тогда как среди ВПЛ – 70%.
Отмечается также, что помимо основного препятствия для возвращения – продолжения войны и связанной с нею рисков для безопасности, на которое указывали 90% беженцев и 95% ВПЛ – существуют и другие препятствия. В частности, 90% беженцев и 85% ВПЛ придавали большое значение факторам, связанным с доступом к основным услугам, средствам к существованию и жилью в месте их происхождения. Доступ к возможностям работы и средствам к существованию имеет особенно большое значение для беженцев с востока и юга Украины и из Киева; в то время как доступ к электричеству и водоснабжению более распространен среди ВПЛ, особенно с востока и юга страны.
Помимо того 74% беженцев и 56% ВПЛ придавали большое значение факторам, связанным с доступом к основным услугам и средствам к существованию в месте их нынешнего проживания. В частности, для беженцев факторы доступа к стабильному жилью, здравоохранению или возможностям трудоустройства в принимающих странах будут иметь большое значение при принятии решения о возвращении.
В связи с этим УВКПЧ ООН рекомендует, чтобы области, выходцы из которых в наибольшей степени планируют вернуться туда в ближайшее время, стали приоритетными для региональных инициатив по восстановлению.
Напомним, опрос украинских беженцев в Германии показал, что большинство хочет там оставаться.