Несмотря на заверения министра здравоохранения Украины Максима Степанова, что Министерством финансов в конце марта были выделены средства для Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины (ИМБГ) на научное исследование и возможность изготовления и тестирования ПЦР-систем, заказ по изготовлению ПЦР-тестов выполнила компания «Укргентех», которая носит статусом общества с ограниченной ответственностью. Министр здравоохранения подчеркнул: Институт можно привлекать к изготовлению тестов, но ученые не являются производителями. В компании «Укргентех» опровергли сотрудничество с ИМБГ.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил главный биолог «Укргентеха» Бижан Шаропов.
«С Институтом молекулярной биологии мы никак не сотрудничаем. У них своя тест-система, а у нас своя. Мы ее сами разработали, тестировали, валидировали. Как оно у нас происходит… Стандартно. Мы синтезировали праймеры. Этот термин означает кусочки ДНК по 20-30 нуклеотидов, которые связываются с геномом вируса и позволяют нам сказать, что он присутствует в образце. Синтезировали праймеры, и другие энзимы, ДНК-полимеразу, которая размножает ДНК, которая превращает РНК вируса в ДНК, которое можно потом размножить. Мы производим эти тесты в национальных масштабах. Перед нами была поставлена задача закрыть потребность всей страны. И мы ее выполняем. Наших мощностей целиком хватает. У нас и научная база есть. Мы от ИМБГ никак не зависим, разве что несколько наших сотрудников когда-то там работали, получили знания и навыки еще в студенческие годы», – сказал Б. Шаропов.
Главный биолог компании заверил, что «Укргентех» обладает собственным оборудованием для создания ПЦР-тестов.
«У нас оборудование свое собственное. Мы же компания, которая существует с 2016 года. В 2016 году мы это дело начали с несколькими друзьями. У нас это дело развилось так, что у нас уже полностью оборудованная лаборатория, у нас есть свои все необходимые приборы, центрифуги, стерильные боксы, термоциклеры. Термоциклеры, они еще амплификаторы называются, – это те приборы, которые используются в диагностических лабораториях, куда отгружаются те реагенты, которые мы производим. Соответственно у нас есть приборы для исследовательских работ, когда мы что-то разрабатываем, и для контроля качества. Когда производится партия, из нее рандомно выбирается несколько образцов, мы их ставим отдельно, прогоняем реакцию, смотрим, не возникло ли там каких-то несоответствий или технических сбоев», – объяснил главный биолог «Укргентеха».
Бижан Шаропов работает в Институте физиологии НАН Украины. Он также заверил, что для производства тестов оборудование этого института не использовалось: «Нет-нет-нет. Там я работаю просто, диссертацию защитил, а теперь мне жаль покидать своих студентов. Сейчас в любом случае институт закрыт на карантин, так что все внимание уделено производству».
Также в «Укргентехе» рассказали, сколько стоит производство их теста.
«Мы уже поставили 600 тысяч тестов. Ляшко (главный санврач Украины – Ред.) говорил, что чтобы полностью обеспечить Украину, необходимо произвести 2 миллиона тестов. Мы можем произвести и два миллиона. Мы можем произвести и больше. Сколько будет потребность, столько и будем производить. Сейчас 600 тысяч тестов хватит для страны на 2 месяца это точно. Из-за того, что у нас очень хороший закупочный отдел, очень оптимизировано производство, у нас самые дешевые тесты из того, что я знаю. У нас 6 тысяч гривен за набор. Выходит, что одна реакция стоит 60 гривен. ИМБГ, вы знаете, они собрали тест, он стоил 250 гривен за один тест. Просто ИМБГ не производственное учреждение, и я думаю, что такая большая стоимость связана с тем, что они даже сырье не могут себе напрямую закупать, просто не умеют, и потому вынуждены очень много денег тратить на посредников. Снова-таки там технология немного хромает. Там технология немного устаревшая – резюмировал Бижан Шаропов.
Несложный подсчет показывает, что производство 600 тысяч тестов по 60 гривен каждый дает в сумме 36 миллионов гривен.