По состоянию на 30 августа 2018 года, для украинских портов актуальна проблема со скоростью принятия грузов: они не успевают обрабатывать объем поступающих по железной дороге товаров. Соответственно, вагоны «Укрзализныци» остаются на железнодорожных путях в ожидании отгрузки в портах.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил директор «Центра транспортной логистики» ЦТЛ ПАО «Укрзализныця» (УЗ) Сергей Подгорецкий.
На вопрос журналиста «Действительно ли сегодня вагоны с продукцией оставляют на путях, поскольку порты не могут быстро принять их?» он ответил: «Хорошо, что в путях, а не в поле. Где же их еще бросать, как не на путях? Их же надо потом по путям отвезти. Проблема в другом – проблема в узких местах наших портов. Наши порты никогда не были экспортоориентированы. И после наших последних геополитических изменений, когда у нас отошли восточные переходы, и наши производители, и бизнес переориентировались на западные переходы и на порты, а порты при импорте и экспорте получили огромнейший грузопоток, к сожалению, инфраструктура не выдержала. Поэтому мы действуем, исходя из того, как инфраструктура подготовлена. Мы же не можем бесконечно паковать наши порты. А припортовые станции «Укрзализныци», они так же были рассчитаны под определенные объемы. И не рассчитаны на это ни тяговые средства, ни инженерные сооружения, и наши пути УЗ на этот объем. Они в свое время были проложены и просчитаны под совершенно другие объемы, под другие задачи. Сегодня мы эти задачи в Украине пытаемся дружно перенацелить, но при этом максимально, с большой выгодой», — говорит представитель «Укрзализныци».
С.Подгорецкий также описал процедуру ожидания вагонов с продукцией в очереди перед доставкой в порты.
«Вагоны оставляют, да, безусловно, это одна из процедур, чтобы были проезды (для других составов – авт.), это технологическая необходимость. Поэтому они должны стоять на путях, они охраняются, они стоят в ожидании своей очереди на прохождение. То есть когда идет большой поток вагонов их ставят в очередь на прохождение, поэтому вагоны расставляются на путях: чтобы проехал пассажирский поезд, чтобы сквозное движение было, чтобы проехал маршрутный поезд. А вагоны с грузом стоят на путях в ожидании маневровых операций, судьба их такая – ждать на путях», — отметил он.
Также представитель «Укрзализныци» уточнил, сколько времени нужно на это ожидание: «в зависимости от того, насколько загружена ситуация. Могут и день, могут и два», но не назвал точных сроков.
При этом С.Подгорецкий признал, что данная ситуация лишает других клиентов УЗ вовремя получать вагоны на погрузку.
«Конечно, ухудшается оборачиваемость вагонов, потому что вагон нужен где-то под погрузки, а он вынужден где-то ожидать своих операций по выгрузке», — подытожил он.
Ранее сообщалось, что из-за закрытых железнодорожных станций в Украине владельцы зерновых элеваторов и другие производители в августе 2018 года не могут отправить десятки тысяч тонн продукции. По словам эксперта общественной кампании «ЕвроПатруль» В.Коновалова,
в 2018 году обострилась проблема со скоростью обработки грузов в украинских портах: там не успевают это делать. Данное обстоятельство приводит к тому, что грузовые вагоны остаются на железнодорожных путях, не доезжая до портов.