У ПАО «Укрзализныця» из-за хронической нехватки локомотивов и изношенных вагонов появились проблемы с доставкой грузов, что повлекло за собой убытки для бизнеса и экономики. На ж/д составы с грузовыми вагонами простаивают от суток и до недели.
Об этом написал в своем блоге на OBOZREVATEL глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко.
«Так, по оперативным данным, огромные составы с гружеными и порожними вагонами стоят (фактически брошены) на станциях Кременчуг (Южная железная дорога), Супруновка, Кривой Рог — Сортировочная, Чертомлык, Апостолово, Приворот (Приднепровская ж.д.).
В начале ноября на ст. Каменское более суток простаивали пять составов, принятых к перевозке железной дорогой. «Порожняки» на станциях Приворот и Апостолово стоят более 7 суток. По маршруту ст. Запорожье Левое – Днепрорудное (143 км) порожний состав под погрузку руды «передвигается» от 3 до 7 суток (!)», – отметил эксперт. Как написал Криворучко, причина в хронической нехватке локомотивов у ПАО «Укрзализныця» и в износе парка на 96%. Поэтому срок доставки вагонов с грузами за последние пять лет упал в два раза. «Дефицит тяги серьезно ухудшает оборот вагонов. А это влечет убытки для предприятий, которые отправляют грузы, срывы сроков поставки (в т.ч. на экспорт) и вообще — потери для экономики. В «Укрзализныци» проблему признают.
Но топ-менеджеры УЗ склонны оценивать «среднюю температуру по палате». По данным компании, среднесуточный простой подвижного состава под выгрузкой за год вырос и составил примерно 18,4 часа (в прошлые годы — 14,2 часа)», – отметил эксперт.
При этом цифры далеки от реальных, указал Криворучко. В Комитете Верховной Рады по вопросам транспорта дают другие данные: “оборот вагонов уже сейчас — до 17 суток, при норме — 5-7 суток”. По мнению депутатов, коллапс с перевозками в «УЗ» происходит уже не первый год. Он обусловлен дефицитом тяги и неудовлетворительным состоянием инфраструктуры, пишет глава Ассоциации собственников вагонов.
Из этой ситуации промышленники нашли ситуативный выход.
«Арселор Миттал Кривой Рог к середине 2018 года приобрел 500 полувагонов, увеличив парк вдвое, чтобы 10–15% перевозок осуществлять своими силами. «Метинвест» в 2017-2018 гг. планировал приобрести 1 800 полувагонов и нарастить парк почти в два раза — до примерно 4 тыс. единиц. “Укрзалізниця” с начала года приобрела 2287 грузовых вагонов (данные на осень 2018 г.). В планах, которые озвучил глава УЗ — за 2018 г. построить 3600 новых грузовых вагонов», — озвучил цифры Криворучко.
Он сказал, что в Украине, по данным на середину 2018 года, имеется около 180 тыс. грузовых вагонов. При этом эксперт считает, что инвестиции в новые вагоны не дадут результата, если они будут стоять, а не ехать. А для этого нужно решить проблему дефицита тяги.
«Это — не просто требование участников рынка, а обязательство Украины в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС на срок до 2023 г. и руководству УЗ, и Мининфраструктуры лучше реализовать прямо сейчас, не дожидаясь углубления кризиса грузоперевозок», — подытожил Криворучко.
Ранее сообщалось, что из-за закрытых железнодорожных станций в Украине владельцы зерновых элеваторов и другие производители в августе 2018 года не могут отправить десятки тысяч тонн продукции. По словам эксперта общественной кампании «ЕвроПатруль» В.Коновалова,
в 2018 году обострилась проблема со скоростью обработки грузов в украинских портах: там не успевают это делать. Данное обстоятельство приводит к тому, что грузовые вагоны остаются на железнодорожных путях, не доезжая до портов.