Во время войны в Украине нужно или остановить продажу сельхозземель, или уменьшить эти объемы до 100 гектаров в одни руки. Это правило разумно, пока сельхозпроизводители воюют против РФ и их предприятия еле выживают, потому что в войну украинские сельхозпроизводители обеднели, а кроме того очень подорожали операционные затраты на посев и сбор урожаев.
Об этом во время пресс-конференции Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) 27 ноября сообщила руководитель ФХ «Калина Лошнівська» (Тернопольская область) Алла Стечишин.
«Этот вопрос на сегодня очень актуален. Сегодня наши парни в ВСУ защищают нашу землю от вторжения РФ, а мы в это время ставим землю на продажу. Скажите, пожалуйста, где у нас плюс и минус? Я работаю в Тернопольской области. На сегодня там нет ни одного агрария, который бы имел накопления, деньги для покупки банка земли. Я говорю и о малом бизнесе, и о среднем, и о крупном.
В 2022 году цена на зерно, по сравнению с 2021 годом, снижалась, но постепенно, это еще было более-менее… На сегодня цена зерна упала на одну треть. На сегодня все аграрии максимально закредитованы, повторю — максимально закредитованы, и только ради того, чтобы выжить, выстоять, держать свой коллектив, удержать свое предприятие, и выдавать (помощь — ред.) паевикам, чтобы они имели кусок хлеба, потому что они обеднели. Это о малом и среднем бизнесе. У крупных агрохолдингов такая же точно ситуация. Они не имеют возможность продавать и вывозить зерно за границу. В частности, и потому, как вы знаете, что граница Украины в сторону Польши заблокирована», — сказала А.Стечишин.
Она также добавила, что на сегодня никто из аграриев в Украине не может приобретать земельные участки, потому что нет денег.
«И если так складывается, кто тогда максимально будет покупать нашу землю? Если на сегодня государство и лично президент Украины думают, что можно будет во время войны продать землю, то можно ли это назвать справедливостью по отношению к аграриям, которые пошли в ВСУ и защищают нашу землю?
На сегодня на временно оккупированных территориях из-за войны украинские аграрии фактически утратили свою землю, свои земельные участки, где работали они и их родители не менее 30 лет. В эту землю, чтобы она давала урожай, вложили очень много труда. Работа агрария это нелегкий труд. Аграрий в поле и в холод, и в снег, и осенью, и зимой, и холодной весной, и жарким летом под солнцем. Иногда нужно очень рано просыпаться, часа в два ночи, чтобы перед непогодой собрать урожай. В выращивании агропродукции очень много рисков: если плохая погода, если много дождей и затопило поля, если град побил урожай, это нужно как-то перекрыть из запасов. Но если в мирное время у аграриев эти сбережения были, сейчас эти средства взять негде. Плюс необходимы текущие затраты — купить солярку, купить минудобрения, выплатить зарплаты… И если сегодня на эти задачи они берут кредиты, то за какие средства они могут купить землю? А если купят земельные участки, то за какие средства им тогда сеять?
И на сегодня украинские аграрии максимально помогают ВСУ. Каждый район в нашей области и в других областях собирает деньги на помощь ВСУ. А еще нужно помочь тем аграриям, которые ушли на фронт и которым нужно помочь убрать урожай.
А если мы помогаем ВСУ, то еще и собираем деньги на ремонт для них пикапов. Это тоже в войну существенные затраты, поверьте. И сейчас украинские аграрии, те, которые остались на полях, вынуждены выбирать — или тратить деньги на покупку земли, или помогать ВСУ. Мы не можем бросить ни то, ни то, и потому просим президента Украины остановить второй этап земельной реформы и значительно сократить объемы продажи земель. Петиция, в которой мы об этом написали, собрала необходимые 25 тысяч подписей», — сказала руководитель агропредприятия.
Глава ВАР Андрей Дыкун добавил, что во время войны землю сельхозназначения в Украине не нужно продавать, поэтому стоит остановить второй этап земельной реформы.
«Нужно остановить земельную реформу. Юридические лица с первого числа пусть приобщаются (к покупке земли — ред.), но лишь 100 гектаров на одно юридическое лицо. А после войны можно будет вернуться к этому вопросу, как он есть, то есть к тому, как это прописано в законе», — сказал он.
Напомним, почти 40% украинских аграриев не возобновили деятельность после прекращения боевых действий на некоторых территориях.