ГолосUA
12:42 12/09/2020

В Иране древнейшие надписи в «жилище богов» поведали ученым о невероятных событиях прошлого (ФОТО)

Бехистунская надпись — трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523—521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников древности.

Об этом в блоге пишут археологи.

Прочтён (в основном) в 30—40-х гг. XIX века английским учёным Генри Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока. /> Первые годы правления великого царя Дария I ознаменовались кровавыми восстаниями во всех концах персидской державы. После тяжёлой борьбы все их удалось подавить. Исполненный благодарности к Ахурамазде, который дал победу законному монарху над царями лжи, Дарий увековечил память об этих тяжких победоносных войнах и выражение своей признательности к верховному богу зороастризма. В верховьях реки Хоаспа, в прохладной, обильной родниками местности, где, по преданию, Семирамида построила себе загородный дворец в парке и велела изваять в скале барельефную группу, изображавшую ее и сто копьеносцев вокруг, Дарий распорядился изваять изображения его подвигов на стене утеса горы Багистана («жилища богов»; ныне – гора Бехистун).

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2020-09/12/ljewdjukx2i4LRSF/image/%D0%92%20%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B84.png" alt="" />

Бехистунские барельефы представляют Дария, царя царей, победившего своих врагов, при помощи парящего над ним бога. Фигуры изваяны с большим искусством.

К изображениям прибавлены клинообразные надписи. Перевод их, сделанный английскими, немецкими и французскими учеными, донёс до нас сведения о войнах, в которых Дарий покорил восставшие области. Он дал девятнадцать сражений и взял в плен девять царей – так рассказывает Бехистунская надпись, и изображают её барельефы. Дарий признаёт себя обязанным прославить Ахурамазду за помощь, предостерегает своих преемников от греха. Он заклинает чтить в веках Бехистунский памятник победы и божественной помощи, считать его рассказ правдивым.

Бехистунская надпись находится на выглаженной стене скалы, обращенной к востоку. Изображения сделаны на высоте 300 футов над подошвою скалы.

В нише Бехистунской скалы стоит царь Дарий I, с короною на голове, опираясь левою рукою на лук; его фигура больше других ростом; рядом с ним копьеносцы. Правой ногой он наступил на человека, лежащего на спине, с мольбою протянувшего руки кверху, – это Гаумата Лжесмердис, как объясняет бехистунская надпись. Перед Дарием стоят девять человек в разной одежде, со связанными руками, с открытой головой; все они связаны вместе по шеям. Это девять царей, которые возмутились против Дария, побеждены им и будут наказаны смертью. Над Дарием парит Ахурамазда, как на ниневийских барельефах над ассирийскими царями бог Нисрох; подобно Нисроху, Ахурамазда изображен в круге, к которому присоединены крылья. Выражение лица Ахурамазды на Бехистунском рельефе величественно; у него длинные волоса и борода; в руке у него кольцо, эмблема власти.

Над этой группой и по бокам её Бехистунский утес покрыт длинными надписями, значительную часть которых скопировал и перевел Роулинсон. Опперт, Шрадер, Шпигель и другие исследователи клинообразного письма исполнили и исправили его перевод.

Бехистунская надпись, как видно по нашим извлечениям, объясняет изображения растянутым, неуклюжим слогом. Часть надписи, составляющая 413 строк (4 с половиной колонны), написана на персидском языке; она представляет один связный рассказ и хорошо переведена почти вся. Две другие надписи принадлежат так называемым, мидийской и вавилонской системам клинообразного письма. Они имеют, вероятно, то же содержание, потому что клинообразные надписи и Дария I, и других персидских царей вообще представляют один текст на трех языках.

Приведем конец персидской части Бехистунской надписи по новейшим переводам:
«Что сделал я, – говорит Дарий I, – сделал милостью Ахурамазды. Ахурамазда помог мне и другие боги, какие существуют, потому что я не злобен, не лжец и не притеснитель. Ты, который будешь читать эти надписи, пусть они возвестят тебе, что я сделал. Не считай это за ложь. Человека, который будет лжецом, наказывай строго; если ты так будешь думать, то моя земля будет могущественна. Ты, который будешь видеть это изображение, не разрушай его. Если ты будешь охранять его, пока можешь, то Ахурамазда будет милостив к тебе, ты будешь иметь потомков и проживешь долго, и да подаст Ахурамазда успех тому, что будешь ты предпринимать. А если ты разрушишь это изображение, то да поразить тебя Ахурамазда, да не даст он тебе потомков; то, что делаешь ты, пусть расстраивает Ахурамазда».

Также археологи нашли еще одну надпись древнего мира, которая является почти ровесником древнейшей в мире Вавилонской Карты. Она высечена по приказу царя Дария 1 Аххеменида в 6 веке до Р.Х. на Бехистунской скале.

В трехъязычной (древнеперсидский, эламский и аккадский) надписи Дария 1- ого, на древнеперсидском Армения указывается как Армина, на эламском-Harminuya, на Вавилонском Урарту (Урашту). Это 3 названия Армении на различных языках.

Историки установили: когда надпись была закончена, Дарий велел срубить каменные ступени, ведущие к ней. Снизу мы снимаем столбцы клинописи и барельеф, напоминающий изображения из царских гробниц в Нахш-и-Рустеме под Персеполисом.

Бехистунская надпись была сделана на трех языках — один и тот же текст был высечен на древнеперсидском, эламском и аккадском (ассиро-вавилонском). И тут есть одно очень важное для нас обстоятельство. Ради одного этого стоило взбираться к скале, тащить аппаратуру для съемки! Дело в том, что на первых двух языках Армения названа “Армина”, а на аккадском — внимание! — “Урашту”, то есть Урарту.

Сколько споров среди ученых было и есть на тему — что такое Урарту и какое отношение имеет к нему Армения. Бехистунская надпись лишает эти споры смысла, она показывает: в VI веке до нашей эры персидский царь Дарий знал, что Армения и Урарту — одно и то же!..

Археологи уточнили: мидийцы завоевывают Урарту (вместе с покорением Ассирии) в 590-585 года до нашей эры. А Бехистунская надпись сделана в 520 году. Прошло каких-то семь десятилетий, за такой короткий срок память не могла подвести Дария и тех, кто ему составлял текст. Тождество названий Урарту и Армения было для них, несомненно.

Неожиданное подтверждение этому нашлось на берегах Мертвого моря в Палестине, где были обнаружены свитки с древнейшим текстом пророка Иеремии.

Как известно из текста Библии, пророк Иеремия призывает сокрушить Вавилон.

“Поднимите знамя на земле, трубите трубой среди народов, созовите на него царства Араратские, Маннийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней как страшную саранчу…”.

Поясним, что царство Маннийское, государство Манна, граничило с Урарту и было расположено к Югу от озера Урмия, их язык ближе к эламскому. Государство Манна враждовало с Вавилоном. Царство Аскеназское — это часть скифских племен, которые по неясной причине пришли из Причерноморья со своими бесчисленными конями и образовали государство в Муганской степи, богатой травами и зимними пастбищами. Скифы были главной силой, сокрушившей ассирийцев.
В найденных у Мертвого моря свитках царства Араратские Иеремия называет “Hjurart” — “Хурарт”. Это он Урарту призывает на борьбу с Вавилоном.

Так что, пожалуй, на сегодня это первое в мире и истории упоминание об армянах.

Известно также, что через  несколько десятков веков, в 1606 году, персидский шах Аббас I переселил в Иран 300 тысяч армян из Восточной Армении. Большая их часть была из Джульфы — города, расположенного на берегу Аракса, руины которого остались на территории современного Азербайджана. Переселив их в свою столицу Исфахан, и будучи хорошо знакомым с навыками и умениями армян, персидский шах имел целью ускорить развитие центра возрождавшейся империи. Для переселенцев была выделена территория на правом берегу реки Заянде-руд, через которую перекинута одна из главных исфаханских достопримечательностей — Си-о-се поль — мост «33 пролета», создателем которого также был армянин. Согласно преданию, когда шаху Аббасу сообщили о том, что армяне начали вырубать деревья на новом месте жительства, он обрадовался, и воскликнул: «Значит, они собираются строить дома!».

Ранее археологи обнаружили древнерусские граффити с «химерой».

 

Читайте также по теме