Завтра Конституционный Суд Украины планирует рассмотреть дело по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры», напомнил народный депутат от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Василий Нимченко.
Об этом пишет сайт ОПЗЖ.
Парламентарий убежден, что так называемое реформирование органов прокуратуры, которое состоялось в результате принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры», не соответствует Конституции Украины (является неконституционным). Оно привело к тому, что тысячи работников органов прокуратуры были лишены трудовых прав, гарантированных Конституцией Украины.
Кроме того, отметил нардеп, приняв оспариваемый закон, законодатель ввел двойное правовое регулирование деятельности прокуратуры Украины, полномочий генерального прокурора, статуса прокуроров, порядка и оснований их увольнения и назначения.
«Законом определено еще одно новшество: аттестация может состоять из этапов (процедура и механизм проведения аттестации не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом), непрохождение которых может быть основанием для принятия кадровой комиссией решения о неуспешном прохождении аттестации прокурором. То есть генеральный прокурор по своему усмотрению может ввести другие этапы аттестации прокуроров, которые не предусмотрены законом, содержание и суть которых неизвестны», – пояснил Василий Нимченко.
Ликвидация военных прокуратур стала еще одной новеллой реформирования органов прокуратуры, отметил парламентарий.
«Военные прокуратуры были относительно обособленной специализированной подсистемой прокуратуры с собственной иерархией и номенклатурой должностей, которые обеспечивали правовой режим в зоне специальных операций, и с имеющейся военной юстицией, предусматривавшей специальный порядок и механизм расследования отдельной группы уголовных преступлений, совершенных военными. Целесообразность такой военной юстиции можно объяснить – стоит лишь вспомнить противоправные действия батальона «Торнадо», представители которого обвиняются в организации преступной группировки, пытках, изнасилованиях, грабежах, похищениях людей и других особо тяжких преступлениях в отношении мирного населения в зоне боевых действий на Востоке Украины», – сказал Василий Нимченко.
И подчеркнул: «Как представитель субъекта права на конституционное представление, я надеюсь, что в ближайшее время Высокий Суд – Конституционный Суд Украины – признает данный закон противоречащим Конституции Украины».
Как отметил нардеп, глава государства осознает, что признание этого закона неконституционным будет не только очередным свидетельством проявления правового нигилизма, но и прямым доказательством массовой дискриминации, произвольного и необоснованного увольнения работников органов прокуратуры, что, безусловно, подорвет авторитет как самого Президента Украины, так и начатых реформ, которые проводятся под непосредственным патронажем иностранных кредиторов.
«Банковая уже прекрасно понимает, какие будут риски, если Конституционный Суд Украины признает нелегитимными начатые псевдореформы органов прокуратуры, и поэтому всячески пытается помешать восстановлению справедливости в отношении нарушенных прав граждан. Средства и методы деятельности Офиса Президента Украины мы уже наблюдали после принятия Конституционным Судом Украины неугодного Банковой решения от 27 октября 2020 года. Тогда представители власти не только прибегли к прямым действиям – непосредственному влиянию на Высокий Суд, утверждениям о ничтожности вынесенного решения как правового акта, принятого именем Украины, но и, вопреки Конституции Украины, пытались прекратить полномочия судей КСУ», – отметил Василий Нимченко.
Он подчеркнул, что такое беспрецедентное вмешательство в деятельность системы государственной власти в целом, попытки разрушения ее составляющих – институтов независимости и суверенитета – имеют квалифицирующие признаки уголовных преступлений. Офис Президента Украины оказывает влияние на судей КСУ, чтобы предотвратить еще один прецедент несмываемого позора, который останется в памяти миллионов украинцев как грозящий разрушением суверенитета и независимости государства в интересах международных «партнеров».
«Мы уже стали свидетелями того, что Конституционный Суд Украины признал неконституционным назначение Артема Сытника директором НАБУ, как и определил, что такой государственный институт, как НАБУ, создавался незаконно и Президент не имел права его создавать. Это не входило в его полномочия, и указанный вопрос в правовом контексте не был урегулирован», – отметил парламентарий.
Он выразил надежду, что вскоре общество станет свидетелем того, что КСУ признает Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» противоречащим предписаниям статей 8, 9, 19, 22, 24, 43, 64, 92, 106, 1311 Конституции Украины (неконституционным).
«Введенными кадровыми «изменениями» профессиональный корпус прокуратуры был фактически зачищен – сегодня правоохранительный орган не способен выполнять задачи, возложенные на органы прокуратуры, как того требует статья 1311 Конституции Украины, а именно – осуществление организации и процессуального руководства досудебным расследованием, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка», – пояснил Василий Нимченко.