Голосование в рамках спецпроекта 112.ua "Выдающийся государственный деятель Украины" закончилось. Есть победитель. Это князь Владимир Великий. 112.ua напоминает, благодаря чему князь попал в историю и почему наши читатели считают Владимира Великого величайшим государственником Украины, сообщает 112.ua.
Киевский князь Владимир Великий — величайший государственник Украины. Именно так проголосовали наши читатели в рамках спецпроекта 112.ua "Выдающийся государственный деятель Украины".
Почти 43% читателей считают вклад Владимира Великого в становление Украины наиболее существенным. Второе место со значительным отставанием занял один из идеологов и теоретиков националистического движения в Украине ХХ века Степан Бандера. За него проголосовали 29% читателей. На третьем месте — гетман и создатель казацкого государства Богдан Хмельницкий, который собрал 15% голосов. В пятерку попали князь Ярослав Мудрый и диссидент и политик независимой Украины Вячеслав Чорновил.
Голосование длилось месяц и было приурочено ко Дню защитника Украины. Выбор надо было сделать среди 25 известных личностей украинской истории со времен Киевской Руси. Среди предложенных кандидатур — политики времен Киевской Руси, Гетманщины, первой половины ХХ века и времени становления современного независимого государства — 90-х годов прошлого века.
Владимир Великий осуществил кардинальные реформы в Киевской Руси, но основной его заслугой является окончательный "цивилизационный выбор" государства, который был сделан в пользу христианского мира и внедрения христианства. К его заслугам причисляют построение сильной монархии и ограничение иностранного влияния на политику Руси. 112.uaнапоминает, почему наши читатели считают Владимира Великого величайшим государственником Украины.
* * *
Княжение Владимира Великого на рубеже Х-ХІ веков считается началом расцвета Киевской Руси. Владимир Святославич был одним из самых ярких политических деятелей Европы того времени – великий завоеватель, реформатор, дипломат и церковный деятель. Проведенные им реформы превратили Русь из полуварварской страны в одну из самых могущественных держав христианского мира.
Все мероприятия Владимира на киевском престоле были направлены на централизацию огромного государства. К концу X века Киевская Русь состояла из ряда "племен", сохранявших свою автономию. Взаимоотношения между верховной властью Киева и местной "племенной" администрацией усложнялись невыработанностью юридической основы. Реформа, осуществленная Ольгой в 946 г. после усмирения древлян, должна была определить размер дани и рамки повинностей. Но это не устранило причины сепаратизма. Владимир ликвидировал саму систему "племенных" княжений. Территорию Руси он разделил на 8 административных округов. Были созданы Новогородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Владимирская волости. В каждую из них назначалось доверенное лицо, впоследствии — его сыновья. Таким образом, сыновья Владимира получали уделы не сразу, а после того, как вырастали. Следовательно, на смену системе племенных княжеств пришла удельная система, а государство начало приобретать признаки централизованной монархии.
Владимир также реорганизовал дружину, значительно ослабив варяжский элемент в пользу славянского местного населения. Варяги-наемники были хороши в походах, но в мирное время были практически неуправляемы. Летопись повествует, что варяги, добыв для Владимира Киев, заявили князю: "Это наш город, мы его получили и хотим взять выкуп у них, по две гривны с человека". Но Владимир не позволил грабить город, приказал варягам ждать месяц, а тогда не дал ничего, очевидно, сам собрав себе войско. Князь постепенно отказывался от услуг варягов. Новые дружинники за службу получали от князя землю вместе с ее населением, что повышало мотивацию и престиж службы.
Проводимая в государстве военная реформа была направлена прежде всего на создание общегосударственной системы обороны. Возможность получить от князя землю побудила к профессиональной военной службе представителей различных общественных слоев. Поэтому была создана собственная сильная профессиональная армия, которая по необходимости становилась ядром всенародного ополчения. Новая военная элита — опора князя и резерв для чиновников государственного аппарата. К тому же, содержание армии не было обременительным для казны, поскольку воины сами должны были обеспечивать себя оружием, военными доспехами, боевыми конями.
Судебная реформа касалась разграничения сфер компетенции духовных и светских судов, а также ограничения местной сеньориальной юстиции. Потерпела неудачу попытка Владимира ввести смертную казнь в судебном порядке. Киевская Русь была в то время едва ли не единственным в Европе государством, где суды не выносили смертных приговоров.
Владимир значительно повысил свой авторитет среди населения. Он очень заботился о популярности среди общины, давал щедрую помощь неимущему населению – "по Киеву развозили целыми телегами продукты", а на своем дворе устраивал пиры для бояр, чиновников и выдающихся людей, на которые опиралась его власть.
В начале княжения Владимир присоединил к своему государству земли вятичей, ятвягов, радимичей, белых хорватов. Но в дальнейшем вел только оборонительные войны. Чтобы противостоять угрозе со стороны печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений, а также новые города: над рекой Стугной на юг от Киева и над Десной, Трубежем, Сулой на Левобережье. В Летописи русской есть яркая легенда об основании Переяславля после победы, одержанной на том месте над печенегами. Подступы к Киеву прикрывали мощные земляные укрепления с деревянными конструкциями, так называемые Змиевы валы. Остатки этих укреплений сохранились доныне. Такая система укреплений напоминает римский лимес. Возможно, Владимир проектировал его на основе византийских фортификаций.
Владимир первым из князей начал чеканить собственную валюту: золотые ("златники") и серебряные монеты ("сребреники"). На аверсе этих монет было помещено изображение Владимира, а также надпись: "Владимир на столе, а се его злато (серебро)". Князь использовал личный знак — "трезубец".
Самым главным достижением Владимира стало, несомненно, принятие христианства. Но к нему Владимир пришел не сразу. Централизацию страны должна обеспечивать и общая вера. Поэтому Владимир в начале правления провел свою первую религиозную реформу, суть которой заключалась во внедрении "шестибожия" — шести божеств, которые олицетворяли регионы государства и были их покровителями. На Перуновом горбу наряду с Перуном предстали еще пять кумиров по количеству княжеств: Новгородского, Смоленского, Полоцкого, Дреговицкого и Древлянского.
Однако очевидный крах древнерусского язычества заставил князя серьезно задуматься по поводу дальнейших шагов в религиозной сфере жизни. Христианство было не единственным вариантом. Реальная ситуация предлагала целый ряд других альтернатив: иудаизм, ислам, буддизм. Итак, вопрос заключался в том, какой из религиозных систем отдать предпочтение. На первое место закономерно претендовало христианство, которое исповедовало подавляющее большинство стран, с которыми Русь имела тесные отношения. Но существовала еще и другая сторона дела, с которой надо было считаться: принятие христианства из Византии создавало благоприятные условия для вмешательства Византии во внутренние дела Руси. Подобно своему отцу, Святославу, Владимир опасался нежелательных последствий. С другой стороны, христианство уже достаточно глубоко укоренилось в самой Руси: христианами были Ольга и братья Владимира — Ярополк и Олег. А соседство Киевской Руси с христианизированными болгарами и новообращенными поляками и венграми лишь ускорило процесс христианизации Руси.
По летописному преданию, рассказывается о приходе в Киев в 986 г. миссионеров от четырех наиболее значительных церквей: ислама — от Волжской Булгарии, католичества — от Германии, иудаизма — от Хазарии, православия — от Византии. Миссия мусульман, латинян, иудаистов потерпела полное поражение. В "Повести временных лет" указывается, что на Руси отвергли ислам за то, что он запрещал употреблять алкогольные напитки, и вроде бы остановили свой выбор на христианстве из Византии. Этот образец христианства с его роскошными религиозными обрядами вызвал восторг у Владимира.
После крещения киевлян в притоке Днепра, согласно летописи, Владимир "повелел делать церкви и ставить их на местах, где стояли кумиры. И поставил церковь святого Василия на холме, где стояли кумиры Перун и другие и где приносили жертвы князь и люди. И начал он ставить по городам церкви и попов наставлять, и людей на крещение приводить по всем городам и весям. И, послав мужей своих, стал он у знатных людей детей забирать и отдавать их на учение книжное. А матери же детей своих оплакивали, потому что еще не укрепились они верой и, как умершего, они оплакивали".
Церковь, организационные структуры и служители которой были целиком заимствованы и привезены из Константинополя, не только получила широкие привилегии и автономию, но на ее потребности поступала кроме того еще и десятая часть княжеских доходов. Однако язычество еще долго держало свои позиции в обществе. Христианство не могло сразу везде укорениться, потому и не было достаточного количества миссионеров, которые могли бы освоить просторы Восточной Европы. Но его активно насаждали. В Новгороде осталась поговорка о владимировых воеводах: "Путята крестил огнем, а Добрыня – мечом".
"Когда Владимир жил в законе христианском, решил он построить каменную церковь святой Богородицы (называемую Десятинную, первую на Руси каменную) и, послав послов, привел мастеров из греков и начал сводить. А когда окончил строить, украсил он ее иконами и поручил ее Анастасу корсунянину, и попов корсунских приставил служить в ней. Он дал сюда все, что взял в Корсуни: иконы, и утварь церковную, и кресты", — гласит Летопись русская.
Религиозная реформа князя Владимира коренным образом и навсегда изменила идеологию государства. Христианизация вводила Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные отношения между ней и Византией, другими государствами. Владимир организовал браки своих детей с монаршими лицами ведущих стран Европы. Поскольку учение византийской церкви поддерживало монаршее право на власть, киевские князья нашли в ней ту идеологическую опору, которой ранее не имели. К тому же церковь с ее сложной внутренней подчиненностью знакомила киевских правителей с новыми методами управления. А в самом обществе Киевской Руси появилось активно действующее учреждение, которое не только обеспечивало неизвестное ранее духовное и культурное единение, но и огромное влияние на культурную и хозяйственную жизнь.
Владимир, как и Ольга, канонизирован католической и православной церквями как святой равноапостольный. "Он является новым Константином великого Рима, который крестился сам и окрестил люди свои, — и он так поступил, подобно ему", — гласит о князе летопись. Первые свидетельства о почитании святости киевского князя Владимира Святославича датируются XIV веком.