Конфликт вокруг запрета транслировать в прямом ефире на Украинском радио прогноз погоды на прошлой неделе попал и на страницы западых средств массовой информации. Обратили он также внимание на приговор, вынесенный немецким судом Ивану Демьянюку.
Британское издание «The Independent», в частности отметило, что волна политического возмущения дошла до украинских метеорологов.
«Еще недавно трансляция метеопрогнозов была, пожалуй, одним из немногих моментов, когда украинцы могли отдохнуть от политики. Но на прошлой неделе начальник отдела прогнозов украинской метеослужбы Людмила Савченко нарушила этот оазис спокойствия», — рассказывается в публикации. Во время прямого эфира она заявила, что хорошую погоду словно бы дарит природа как компенсацию за тот беспорядок, беззаконие и несправедливость, которые происходят в Украине. "Непонятно, как можно не любить этот райский уголок на земле, эту страну, украинский народ, чтобы так издеваться над ним", — добавила она.
Газета отмечает, что начальство не уволило Савченко, но отныне прогнозы погоды будут записываться заранее. В скандал вмешались оппоненты Януковича. Юлия Тимошенко призвала вернуть Савченко в прямой эфир. "Просто говорить правду — это снова стало героизмом", — прокомментировала экс-премьер, использовав «Twitter».
Немецкое издание «Neue Zürcher Zeitung», считает Севастополь — одним из камней преткновения в процессе переориентации Украины на Запад.
Газета повествует о том, что жизнь и атмосфера в Севастополе достаточно расслабленная и отражает беспечность, но это никак не вяжется с конфликтным потенциалом, который таит в себе это место. «Всего три года назад ситуация в Севастополе накалилась до предела, когда на пике войны между Россией и Грузией в конфликт вмешался расположенный здесь российский Черноморский флот. Официальный Киев оказался в непростой ситуации, поскольку Украина поддерживала с Грузией дружеские отношения. Тогдашний Президент страны Виктор Ющенко, герой "оранжевой революции", даже заговорил о вражеском присутствии на территории Украины", — рассказывается в публикации.
Сегодня, отмечает издание, глава администрации Севастополя Игорь Локтионов не хочет вспоминать о тех временах. Обходительный в манерах, он не скрывает своего явно пророссийского настроя: с гордостью говорит о продлении срока пребывания Черноморского флота в порту Севастополя до 2017 года и договоренностях между Москвой и Киевом о поставках на выгодных условиях российского газа.
"При этом Локтионов предпочитает обойти стороной тему непосредственного влияния Москвы на судьбу города и его превращения в инструмент в ходе внутриукраинского конфликта. Севастополь сегодня неофициально является юго-западной оконечностью России и одним из камней преткновения в процессе переориентации Украины на Запад", — заявляет «Neue Zürcher Zeitung».
В этой же статье издание отметило, что севастопольцы не хотят, чтобы ситуацию в их городе освещали в негативном политическом свете.
Спекуляция по поводу возможного присоединения Севастополя назад к России изрядно поднадоела самим севастопольцам. По словам обычных жителей, пожелавших сохранить свое имя в тайне, ностальгия по СССР — удел пенсионеров. Русские, украинцы, крымские татары, армяне — Крым всегда был местом, где бок о бок жили люди разных национальностей. "Если будете писать о Севастополе, — просит автора один из респондентов , — не упоминайте обо всех этих политических склоках. Здесь живет много приличных людей, которых нервирует, что их город выставляют в негативном свете из-за всех этих фанатиков-националистов. Мы, молодежь, не зацикливаемся на этих проблемах и смотрим не назад, а вперед".
В то же время ряд западных изданий обратил внимание на приговор Ивану Демьянюку, которого немецкий суд признал виновным в пособничестве нацистам в убийстве евреев в концлагере «Собибор» во время Второй мировой войны.
Газета «The Independent” считает, что вердикт над Демьянюком все же вызывает сомнения. Газета отмечает, что, несмотря на то, что у преступлений, особенно против человечества, нет срока давности, в деле Демьянюка достаточно подробностей, которые настораживают безпристрастного наблюдателя. «Демьянюка впервые судили в 1980-е годы, сочтя охранником Треблинки по кличке Иван Грозный, и приговорили к смертной казни. Затем выяснилось, что Грозным был другой человек, и Демьянюка освободили», — рассказывает издание.
“The Independent” подчеркивает, что у двух процессов над Демьянюком есть общие тревожные черты: все держится на вопросе установления личности и достоверности показаний очевидцев. Ключевой уликой в обоих случаях было удостоверение, свидетельствующее, что Демьянюк проходил обучение в лагере СС "Травники" — то есть был одним из добровольцев негерманской национальности, которым поручалось надзирать за уничтожением евреев. Но удостоверение поступило из архивов КГБ, знаменитого своей «черной пропагандой».
«На первом процессе пять бывших узников Треблинки категорично, но ошибочно опознали в Демьянюке Ивана Грозного, на втором процессе живых свидетелей не было. «Собибор» мало кого из свидетелей оставил в живых. На суде не было представлено улик того, что Демьянюк совершил в «Собиборе» какое-то конкретное преступление, помимо того, что был там охранником», — говорит газета и добавляет, что вердикт немецкого суда выглядел бы лучше, если бы этого удалось добиться без мучительных сомнений в его правомерности.
Тем временем немецкая «Die Welt» считает, что дело против Демьянюка показывает границы правового государства.
"Редко когда пропасть между желанием воздать по заслугам и реалиями правового государства становится столь очевидной, как в этом процессе. Запоздалый, неполноценный приговор Демьянюку лишний раз напоминает о скудных итогах хваленого процесса "переоценки прошлого" в немецком обществе. Особенно если принимать во внимание конкретные результаты послевоенного правосудия и судебных разбирательств в связи с нацистскими преступлениями. Из 106 тыс. начатых с 1945 года дел против нацистских преступников свыше 90% было прекращено", — замечает издание.
«Die Welt» напоминает, что более 60 лет прошло после окончания Второй мировой войны, и все сложнее призывать преступников в ответу и применять к ним наказания, адекватные содеянному. «Кроме того, замечает журналист, все больше людей при виде превратившихся в дряхлых стариков злодеев испытывают к ним скорее сострадание, чем желание покарать за загубленные человеческие жизни», — подчеркивается в публикации.
Одновременно итальянское издание «La Stampa” полагает, что Украина и вовсе предоставит Демьянюку место жительства после обвинительного вердикта немецкого суда.
«Судебный процесс был непростым, что естественно, когда с момента совершения преступления, за которое должен отвечать обвиняемый, прошло почти 60 лет. И за эти 60 лет его судили израильские, американские и немецкие суды, приговоры сменяли друг друга, порой одерживала верх защита (его не признали "палачом «Собибора"), но чаще всего доказательства, изложенные в его многотомном досье, признавались достоверными", — пишет издание.“La Stampa” отмечает, что Демьянюк родился в Украине 3 апреля 1920 года, и получил имя Иван. «Быть может, именно Украина предоставит ему местожительство», — предполагает газета.