Такого понятия, как нулевая декларация, в украинском законодательстве не существует, а связанные с этим словосочетанием законопроекты и документы министерств внедряются с целью непрямого определения размеров теневых доходов граждан.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил экономист Виктор Скаршевский.
Такого понятия, как нулевая декларация, в украинском законодательстве не существует, заявил экономист.
В. Скаршевский добавил, что понятие «нулевая декларация» используется в бизнесе и означает, что до этого в фирме не было деловой активности, не было доходов и продаж, все начинается с нуля.
«История украинского законотворчества говорит о том, что в декабре 2015 года был зарегистрирован законопроект о нулевой декларации, однако он не был принят парламентом и был отозван. Символично, что автором его был будущий генпрокурор Юрий Луценко. Этот законопроект был очень неграмотно написан, потому и был отозван. Сейчас правительство говорит о нулевой декларации или об амнистии капиталов, но в паре с этим будут применяться непрямые методы определения доходов граждан», — подчеркнул экономист.
По мнению эксперта, власть хочет увидеть, сколько у людей денег и активов, а потом контролировать их расходы. По его словам, чиновники начали с хорошего: мы, украинская власть, хотим помочь вам легализовать ваши доходы, чтобы вы не платили завышенные ставки.
По оценкам Национального банка Украины, у украинцев «под матрацами» лежат около 80 млрд долларов, и власть намеревается вытянуть их, ибо ее основная задача – наполнение доходов бюджета.
«МВФ выступает не за амнистию теневых доходов в Украине, как таковую, а за непрямые методы определения доходов граждан. Это записано в двух Меморандумах МВФ. Правительство, НБУ и министр финансов взяли на себя обязательство принять его еще до конца 2017 года», — отметил В. Скаршевский.
Напомним, Президент Украины Петр Порошенко вновь поднял тему нулевого декларирования в Украине. «Нужно дать возможность каждому украинцу платить налоги в соответствии с законом, завести деньги в Украину, инвестировать их в нашу экономику и чувствовать себя свободным гражданином», — заявил гарант.
В Раде сейчас находятся несколько законов о налоговой амнистии, один из них уже два года дорабатывается в комитетах.
«В работе вариант, где декларирование не касается зарегистрировавших свои активы в госреестрах и тех, у кого налички — до 1 млн грн ($38 тысяч). Но не известно, останется ли это условие в окончательном проекте», — сказала глава комитета по вопросам налоговой политики Нина Южанина.
По ее словам, остальным предлагают добровольно задекларировать «добро» и заплатить налог. Тем, чье имущество стоит до 25 млн грн ($950 тысяч), нужно будет отдать 1%, от 25 до 50 млн — 2%, 50—75 млн — 3%, 75—100 млн — 4%, от 100 млн грн — 5%. Декларанты на два года будут освобождены от других налогов на накопленное. И, главное: закон защитит от любых штрафов за сокрытие этих доходов ранее, хотя и не освободит от наказания тех, чьи деньги получены преступным путем.
Инициатор закона, нардеп Александр Кирш, указывает, что пока обсуждаются лишь рабочие версии: «Процент должен быть не маленьким, но и не большим, чтобы не отпугнуть предпринимателей. Нужно также продумать, как избежать завышенного декларирования имущества в расчете на будущее. Дескать, потом заработаем, а пока оплатим маленький налог».
Секретарь комитета по вопросам противодействия коррупции Дмитрий Добродомов считает, что нулевое декларирование может вывести бизнес из «тени», но не исключает, что законом воспользуются и нечестные. «Воровавшие годами чиновники смогут не скрывать награбленное, и никто с них не спросит», — отмечает депутат.
Экономист Виталий Кузьмин указывает на то, что налоговая амнистия — основа вывода из «тени» накопленного: «В масштабах Украины речь идет о $30—100 млрд. Но «нулевку» нельзя применять к чиновникам, которые не смогут объяснить происхождение своего состояния. Одно дело — легализация «серых» средств, совсем другое — криминала».
Исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин отмечает, что амнистия помогла бы легализовать заработки украинцев, работающих за границей. «Но после нее многие могут лишиться субсидий, не факт, что на это пойдут», — отметил эксперт.