В “минских соглашениях” не идет речь о внесении в Конституцию Украины нормы об особом статусе Донбасса.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
"Если уже Украина открыла в том числе конституционный процесс и процесс урегулирования ситуации на Донбассе в пользу, так сказать, европейских международных организаций, а с помощью соглашения по ассоциации вообще открыла свой суверенитет в сторону европейских структур, то, в принципе, ничего удивительного, что кто-то из функционеров международных организаций выражает свое мнение таким образом ", — сказал С.Толстов, рассуждая по поводу заявления Генсека Совета Европы о необходимости упомянуть в Конституции Украины особый статус Донбасса для реализации “минских соглашений”.
С.Толстов констатировал, что по мнению Т.Ягланда, внесение в Конституцию Украины нормы об особом статусе Донбасса будет способствовать урегулированию конфликта на востоке страны.
"Он полагает, что, если такие изменения будут внесены в Конституцию, хотя это не предполагается «минскими соглашениями», где речь идет об отдельном законе об особенностях местного самоуправления, то Москва будет более склонна к прекращению военных действий", — сказал директор Института политического анализа и международных исследований.
По мнению С.Толстова, подобные заявления не стоит рассматривать как императив, "поскольку Совет Европы в целом как международная организация непосредственно в выработке модели урегулирования участвует только опосредовано через Парламентскую Ассамблею Совета Европы путем предоставления гуманитарной помощи, обсуждения проблемы в различных профильных структурах секретариата".
" В целом Совет Европы не является организацией с очень сильным влиянием. Скорее, это организация, которая сыграла важную роль на этапе расширения европейских структур в Центрально-Восточной Европе. Но императивных выводов из заявления Ягланда делать не следует, хотя симптоматично то, что европейцы считают, что если Украина продекларирует какие-то положения, касающиеся “минских соглашений” и закрепят их официально, то это будет способствовать урегулированию ситуации. На мой взгляд, в нынешней ситуации это непосредственно отношения к процессу урегулирования не имеет, поскольку даже если украинская сторона пойдет на такой шаг, ничего иного, кроме определенного пропагандистского эффекта это иметь не будет. С другой стороны, это может усилить позиции представителей самопровозглашенных республик и позволит Москве пытаться влиять на характер этих коалиционных изменений , навязывая свою формулировку", — отметил эксперт.
С.Толстов также напомнил, что спикер ВР Владимир Гройсман сообщал о том, что внесение в Конституцию понятия “особый статус Донбасса” не предусматривается.
На уточнение, не расценят ли подобное заявление как нежелание Украины урегулировать ситуацию на Донбассе, политолог считает, что "напрямую не осмелятся".
"К «минским соглашениям» подобные ремарки не имеют никакого отношения, потом что то, что записано в них, не предусматривает внесение особого статуса Донбасса в Конституцию", — подчеркнул С.Толстов.
Напомним, СМИ сообщили о заявлении генерального секретаря Совета Европы Торбьерна Ягланда, в котором он подчеркнул, что особый статус Донбасса необходимо упомянуть в Конституции Украины для того, чтобы полностью были реализованы "минские соглашения" и был принят специальный закон по особому статусу Донбасса.