Почти гарантированно 8 сентября 2025 года станет последним днем нынешнего правительства Франции, дав тем самым старт новому политическому кризису, пишет Европейская правда.
В этот день Национальное собрание Франции должно рассмотреть вопрос вотума доверия правительству Франсуа Байру. Такое голосование было инициировано самим премьером.
По мнению аналитиков, такой шаг выглядит как политическое самоубийство – у провластной коалиции нет достаточно голосов для вотума доверия, а шансы на то, что это решение поддерживает оппозиция, исчезли почти сразу. Решение Байру стало настоящим подарком для партии Марин Ле Пен «Национальное объединение» – там заявляют, что рассчитывают на досрочные парламентские выборы, на которых есть реальные шансы получить большинство.
Есть ли шанс избежать такого сценария? И зачем опытный политик Франсуа Байру пошел на такой шаг и на что рассчитывает? Попробуем разобраться.
Премьер идет ва-банк
«Наша страна находится в опасности, потому что мы – на грани потери долговой устойчивости», – заявил 25 августа премьер Байру. Стоит напомнить, что эта проблема не нова. Год назад меры по радикальному сокращению бюджетного дефицита пытались провести правительство Мишеля Барнье – и эта попытка привела к падению его правительства. Ставший новым премьер-министром Франсуа Байру был вынужден отказаться от радикальной бюджетной экономии. Однако эта уступка только обострила проблему.
По словам Байру, долговый кризис стал хроническим, ведь «в течение двадцати лет государственный долг увеличивался на 12 миллионов евро каждый час – днем и ночью, без остановки». Такая ситуация, продолжает глава французского правительства, заставляет ввести в государственном бюджете на 2026 год радикальные шаги по уменьшению бюджетного дефицита – экономия должна достигнуть 43,8 млрд евро.
Ведь без этих мер уже скоро стоимость заимствований Франции превысит доходность итальянских государственных бумаг – и стране будет все сложнее обслуживать государственный долг. Сэкономить предлагается как за счет «социальной справедливости» — то есть благодаря увеличению налогов для сверхбогатых, так и через откровенно непопулярные меры: замораживание индексации социальных выплат и пенсий, ограничение расходов на государственное медицинское страхование, ликвидацию некоторых государственных агентств, а также отмена двух из одиннадцати нерабочих праздничных дней (Пасхи).
Также предлагается постепенно сокращать количество государственных служащих – в ближайшие годы планируется сокращать каждую третью должность ушедших на пенсию госслужащих.
«Я готов выслушать другие предложения. Но отказаться от осознания необходимости выйти из ловушки излишней задолженности невозможно», – резюмирует премьер. Рассмотрение этих бюджетных инициатив должно было начаться 10 сентября. Однако уже заранее было ясно, что найти голоса для реализации таких инициатив не получится. А вдобавок 10 сентября левая оппозиция анонсировала начало масштабных антиправительственных протестов. Именно поэтому отставка правительства Байру ожидалась – не имея голосов для «нормального» утверждения госбюджета, у премьера не будет другого выбора, чем использовать «спецпроцедуру 49,3» – прописанную в соответствующей статье конституции Франции возможность принять законопроект без голосования в парламенте.
Однако обратной стороной этой спецпроцедуры есть голосование по вотуму доверия правительства. Если правительство не получает доверия, следствием становится как его отставка, так и остановка действия закона, принятого в обход депутатов.
Понимая, что отставка почти неизбежна, премьер Байру решил уходить ва-банк. Глава правительства заявил, что сам инициирует голосование за вотум доверия своему правительству – и этот вопрос должен быть рассмотрен за два дня до анонсированного начала протестов.
Отставка ради места в истории
Показательно, что сам Байру делает вид, что у его правительства еще есть шансы получить вотум доверия. Он убеждает, что Франция «вполне способна решить свои проблемы», однако лишь при условии, что «логика «все или ничего» уступит место общей осознанности и исполнению ответственности в общих интересах».
«В течение следующих тринадцати дней французы могут повлиять на своих представителей, чтобы те сделали выбор и заявили, на чьей стороне они находятся: на стороне хаоса или на стороне сознания и ответственности», — говорит премьер. Однако шансов на такой результат практически нет. И дело не только в том, что сами французы в большинстве своем поддерживают идею отставки нынешнего правительства. По данным опроса Elabe, 72% французов надеются, что правительство Байра 8 сентября не получит вотума доверия и уйдет в отставку. Аналогичные ожидания – и у самих депутатов. Вотум доверия поддерживают партии пропрезидентского блока, а также их союзники — правые «Республиканцы». Как заявил лидер «Республиканцев» и одновременно – глава МВД Франции Брюно Ретайо, «голосовать против доверия Байру означает голосовать против интересов Франции».
Вместо этого вотум доверия – также вполне ожидаемо – не поддержат ультралевые политические силы: партия «Непокоренная Франция» Жана-Люка Меланшона, а также коммунисты. Причем сам Меланшон рассматривает отставку правительства как первый шаг к импичменту президента Эмманюэля Макрона.
Синхронно с ультралевыми проголосовать в этот раз готовы и ультраправые.
В партии Ле Пен не скрывают, что уже готовятся к новым парламентским выборам. Там надеются, что нынешний политический хаос настолько надоел французам, что они готовы согласиться голосовать за них, лишь бы во Франции появилось правительство, которое сможет опереться на устойчивое парламентское большинство. Определяющей для судьбы правительства должна стать позиция социалистов.
Однако и здесь интрига продержалась недолго. «Очевидно, что просто немыслимо, чтобы социалисты проголосовали за доверие премьер-министру», – заявил на следующий день лидер социалистов Оливье Фор. В целом, о готовности голосовать за отставку правительства заявили политические силы, что суммарно имеют 315 мандатов в нижней палате французского парламента, тогда как для принятия решения необходимо лишь 288 голосов. Возникает вопрос: зачем премьер Байру пошел на такой шаг? Подсказкой может стать привычка главы правительства апеллировать к историческим фигурам. В последние дни он часто вспоминал Пьера Мендес-Франса – левоцентристского политика и премьера Франции в 1954 году. Несмотря на то, что его руководство правительством было очень недолгим (так же, как недолгим обещает быть и премьерство Байру), он отметился тем, что заключил мир, закончив первую индокитайскую войну, а также начал признание независимости Марокко и Туниса. А главное – Пьер Мендес-Франс остался в истории как глава правительства, идеи которого, хоть и не были поначалу положительно восприняты французами, однако впоследствии получили признание. На подобную роль в истории надеетесь и Байру – главы правительства, заставившего французов задуматься о необходимости пересмотра бюджетной политики, даже ценой собственной отставки.
«Немецкий» план спасения?
Насколько обоснованы ожидания оппозиции о неизбежности досрочных парламентских выборов? С одной стороны, вопрос роспуска парламента относится к полномочиям президента, в то время как Эммануэль Макрон ранее заявлял, что пока не рассматривает такую возможность. Президент Франции признает, что его прошлогоднее решение распустить парламент и объявить досрочные решения «привело скорее к новым разногласиям в парламенте, чем к решению проблем». А главное – на выборах в прошлом году пропрезидентский блок чудом избежал разгрома. Поэтому есть все основания предполагать, что результаты новых выборов станут для него еще хуже.
Однако в таком случае все, на что может рассчитывать президент – назначать новых премьеров, ни один из которых не будет поддерживать большинство, а потому через очень короткое время будет получать вотум недоверия. А вдобавок имидж главы государства, который «боится выборов», может оказаться для него роковым. Точнее – не для самого Макрона, а для его политической силы, рейтинг которой может не пережить подобный позор.
Согласие же на досрочные выборы может привести к власти правительство «Национального объединения» – что также крайне нежелательно для президента сценария.
Впрочем, Эммануэль Макрон доказал, что является политиком, готовым рисковать. А потому не исключено, что у него уже есть план, как выйти из этого кризиса. Возможно, «жертва» Байру окажется ненапрасной и запустит во французском обществе дискуссию о том, что продление жизни взаймы неприемлемо. Не случайно премьер признает, что его решение «поставить на кон» свое правительство было согласовано с президентом.
А если этот план не сработает, то может оказаться, что у президента Макрона есть другой. В частности, премьер Байру уже заявил о необходимости радикального изменения избирательной системы Франции в пользу пропорциональной «немецкой» модели. И даже предположил, что осенью может состояться голосование по этому вопросу. Нынешняя избирательная система Франции дает преимущества лидеру гонки, дискриминируя другие политические силы. Такая модель хорошо работала при конкуренции двух политических сил, однако в нынешней ситуации скорее дает преимущества радикалам: либо левым, либо правым. Переход на «немецкую» модель исключит возможность существования однопартийных правительств, заставив партии договариваться между собой. Это может дать «второе дыхание» центристам, но для этого необходимо, чтобы такие изменения поддержали французы. А это будет непросто, ведь, по сути, это будет отказом от политического наследия Шарля де Голля. Однако похоже, что у Эммануэля Макрона больше нет выбора – других путей покончить с политическим кризисом во Франции не видно.
Напомним, в конце июля президент Франции Эммануэль Макрон заявил о намерениях официально признать Палестинское государство во время сессии Генассамблеи ООН в сентябре.
Франция также создала международную коалицию в поддержку признания Палестины, к которой присоединились 15 государств.
Французский президент заявил, что «борьба с антисемитизмом не должна быть использована как оружие». Он отметил, что именно политика Израиля, в частности в Газе, изолирует страну и подбадривает «тех, кто использует ее как повод для антисемитизма».