Строительство ЧАЭС в верхнем течении Днепра было рискованным мероприятием. Теперь этот объект загрязняет реку по всей длине.
Об этом ГолосUA сообщил представитель Атомпрофсоюза в Чернобыльской объединенной организации профсоюзов Николай Тетерин.
«Мало того, что ЧАЭС стоит в междуречье – с одной стороны Припять, с другой стороны река Уж (приток Припяти. – Ред.). Уж впадает в Припять, а Принять — в Днепр. И отсюда сверху все грунтовые воды, которые как бы тяготеют к большим водохранилищам или водным объектам – озерам, рекам, проходит через остатки радиоактивных веществ, который сейчас лежат в земле, и попадают в Припять, а затем — в Днепр», — пояснил эксперт.
По словам Н. Тетерина, американцы еще в 1999 году провели исследование, которое совершенно случайно оказалось в открытой печати. Они написали, что за короткое время после Чернобыльской аварии на большой глубине почти 200 и более метров в подземных водах были обнаружены следы чернобыльского происхождения. (Аварийные радионуклиды были обнаружены в подземных водах на глубинах от 200 до 320 м. По мнению ученых, объяснение этому феномену может быть дано лишь при условии признания вертикальных аномальных путей фильтрации и миграции. – Ред.).
«200 м — это питьевой горизонт, при том, что в подземных водах есть очень мощные слои, которые не должны пропускать все это. Что сейчас творится, никто не скажет. Ситуацию никто не комментирует. Исследования проводят, но эта информация засекречена. А если засекречена, то вы сами понимаете, наверное, все-таки какие-то проблемы существуют», — подчеркнул эксперт.
По словам Н. Тетерина, что касается этой ситуации, то наши специалисты, и научные работники в том числе, всех успокаивают, говорят, что все в порядке.
«Я так не считаю. У нас есть проблема с водой, я давно об этом говорил. Дело в том, что уровень загрязнения воды, которая выходит с зоны отчуждения, высокий – она далека от гранично допустимых норм. Эта вода потом загрязняет Днепр. Я не хочу сказать, что вода сильно загрязнена. Я хочу сказать, что вода загрязнена значительно больше, чем это было до аварии на ЧАЭС.
Фоновые уровни, в которых мы будем жить не один год, и наши дети, и внуки будут жить не один год, это фоновое значение превышено в десятки раз. Исследования говорят, что, оказывается, радиоактивное загрязнение реки Днепр застабилизировалось на всем его протяжении. Оно такое есть и продолжает таким быть. И с этим нам придется жить», — подчеркнул эксперт.
По его словам, есть норма – 2 тыс. ядерных распадов в секунду на один кубометр воды, сейчас она составляет от 20 до 100 в районе водозабора возле Вышгорода. Все говорят, да успокойся, все в порядке, еще далеко до гранично допустимых значений. Однако до аварии уровень загрязнения воды был 3-5 беккерелей на кубический метр. То есть, уровень так называемого фонового загрязнения воды, в котором нам придется жить не один год и которую нам придется пить, увеличится в 20 раз. Этой водой пользуются 35 млн жителей Украины. Это Днепр.
«Поэтому на вопрос обращения с радиоактивными отходами в зоне отчуждения и вопрос с водоохранными работами я все время пытаюсь обратить внимание всех», — подытожил Н. Тетерин.
Людмила Вербицкая