Переговоры официального Белграда и властей Приштины о будущем Косово снова зашли в тупик. Причем на сей раз, похоже, надолго. Вице-премьер Сербии Ивица Дачич заявил, что его страна даже под угрозой невступления в ЕС не признает косовской независимости, и отметил, что любое нападение местных албанцев на сербов в мятежном крае будет расценено, как «объявление войны славянам». На фоне неспособности контингента НАТО контролировать региональные миротворческие процессы, около 50 тысяч косовских сербов обратились в посольство России в Белграде с просьбой предоставить им российское гражданство. В новейшей и даже новой мировой истории это произошло впервые.
Бесстрастная телекамера зафиксировала события, названные впоследствии «провальной операцией» и даже «откровенным позором» миссий Североатлантического альянса и Евросоюза в Косово (соответственно – KFOR и EULEX). Поздно вечером 23 ноября нынешнего года солдаты западных стабилизационных сил приступили к демонтажу заградительных конструкций, возведенных сербами неподалеку от контрольно-пропускных пунктов Брняк и Яринье (сербско-косовская административная граница). Попытки местных славян помешать этому процессу встретили жесткий отпор натовских военных – подразделения KFOR применили в отношении митингующих сербов слезоточивый газ и резиновые пули.
На кадрах, снятых местными телевизионщиками, отчетливо видно, как два итальянских офицера, чьи подчиненные только что случайно разбили голову одному из демонстрантов, растерянно разводят руками и жестами отдают сослуживцам приказ ретироваться. Позднее в выпусках новостей и белградские, и европейские средства массовой информации, описывая произошедшее, ограничились двумя, казалось бы, совершенно нейтральными фразами: «На границе с Косово произошла стычка сербов с международными силами реагирования» и «С обеих сторон есть раненые». А ведь само по себе это событие для региона является, если так можно выразиться, судьбоносным.
Сейчас трудно с точностью сказать, кому именно из западного военного руководства пришла в голову идея снести баррикады высотой до 2,5 метров, возведенные из песка, грунта, каменных глыб и арматуры. В свое время такие баррикады послужили серьезным препятствием для проникновения в сербскую часть Косовской Митровицы и Звечана разрозненных формирований албанских боевиков, до сих пор промышляющих грабежами в славянских населенных пунктах мятежного края. Специальные блокпосты и дозоры, выставленные так называемыми «косовскими пограничниками и таможенниками», пресечь вылазки экстремистов оказались не в состоянии.
Тем не менее, в KFOR и EULEX посчитали, что пресловутые сербские «заградительные конструкции» являются постройками незаконными, а, следовательно, подлежат немедленной ликвидации. Что из этой «ликвидационной акции» получилось – уже известно. Сейчас расследованием обстоятельств инцидента занимается специальная международная комиссия, которой предстоит дать ответ на три главных «ситуационных вопроса»: кто отдал приказ сравнять с землей сооружения сербов, почему солдаты применили силу и, наконец, кому придется понести ответственность за эту провокацию.
Иначе как провокацией косовские события 23 ноября назвать не поворачивается язык. Так уж получилось, что конфликт разгорелся накануне долгожданных переговоров Приштины и Белграда о будущем мирного сосуществования сербской и албанской общин, взаимном признании школьных и вузовских дипломов и даже создании совместной полиции. Действия сил KFOR, полностью поддержанные албанскими формированиями, фактически свели эти попытки, что называется «на нет». Глава МВД Сербии Ивица Дачич, по совместительству занимающий пост вице-премьера страны, в эфире популярного местного телеканала В92 заявил, что Белград отказывается от дальнейших контактов с Приштиной, фактически поддерживаемой Западом.
Более того, он подчеркнул буквально следующее: Сербия никогда не согласится с идеей независимости края, и в случае необходимости будет защищать нерушимость своих границ, даже если для этого потребуется применение военной силы. «В своей истории мы несколько раз теряли, а затем возвращали Косово. — многозначительно сообщил Дачич. – Об этом должны помнить и косовские сепаратисты, и их друзья на Западе». Ему вторит и глава сербской дипломатии Вук Еремич, который, хоть и в более мягкой форме, но не менее принципиально дал понять мировой общественности, что в обозримом будущем никаких контактов с командой так называемого косовского премьер-министра Хашима Тачи не предвидится.
А теперь – самое главное. Дачич, Еремич и большинство представителей сербских радикалов уже высказались за разделение Косово по этническому принципу и присоединение славянской части края к «Большой Сербии». «Натовские военные не смогли сделать ровным счетом ничего для полного восстановления спокойствия в регионе, — говорится, в частности, в опубликованном на днях специальном заявлении Сербской радикальной партии. – Будет лучше, если сербы и албанцы будут жить отдельно друг от друга и KFOR и EULEX попросту перестанут вмешиваться во внутренние дела народностей края. Переговоров с Тачи не будет не в последнюю очередь «благодаря» инциденту 23 ноября».
Тем временем обстановка в многострадальном регионе продолжает накаляться с каждым днем. Впервые в новейшей, да, пожалуй, и в новой мировой истории около 50 тысяч жителей Косово сербской национальности официально обратились в посольство России в Белграде с просьбой предоставить им гражданство Российской Федерации. Один из авторов ходатайства, председатель косовской партии «Старая Сербия» Златибор Джорджевич подчеркнул, что, получив российские паспорта, местные сербы заручатся не только политической, но и социальной поддержкой Москвы. «Россия сможет защитить своих граждан на Балканах так же, как она делает это в Южной Осетии и Абхазии», — отмечается в манифесте «Старой Сербии».
К слову, Россия такого поворота событий явно не ожидала. Постоянный представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин назвал сложившуюся ситуацию «беспрецедентной». Дескать, это — симптом «крайней болезни того, какими методами Запад лечит косовскую историю». Рогозин особенно отметил, что российский президент Дмитрий Медведев проинформирован об этой инициативе косовских славян, и сейчас Москва ищет «ответ на эту просьбу в полном соответствии с законами России».
И все-таки и в Брюсселе, и в Вашингтоне драматизировать «косовскую обстановку» не склонны. «Спокойствие в регионе – это, вероятно, вопрос времени, — сказал в интервью корреспонденту агентства «Голос.UA» наблюдатель ЕС Ханс Ван Рее. – Должен пройти не один год для того, чтобы бывшие недруги (Сербы и албанцы, – Д.Б.) пришли к «общему знаменателю» в восстановлении мира и согласия на косовской земле. И радикальными мерами, как то строительство разделительной стены или, например, повальное получение иностранных паспортов, этот вопрос не решить».
Вполне разумным выходом здесь может стать приглашение в Косово не только военных-миротворцев, но и авторитетных политиков, политологов, обществоведов и просто тех, кто определенным образом может положительно повлиять на судьбу Косово, сказал собеседник агентства. Причем, по мнению Ван Рее, свою посильную помощь в диалоге или, вернее, полилоге всех участников сегодняшних косовских событий, наряду с другими, может оказать и Киев. «Украина имеет богатый опыт миротворческих миссий — как в самом Косово, так и в других «горячих точках», — сказал еврочиновник. – Кроме того, к мнению многих украинских аналитиков прислушиваются и в Приштине, и в Белграде. Этим стоит воспользоваться».
Как бы то ни было, а всяческие переговоры по Косово сегодня отложены на неопределенный срок. Можно согласиться с тем, что восстановление – пусть даже призрачного — спокойствия в мятежном крае является вопросом времени. Вот только этого самого времени у противоборствующих сторон, равно как и терпения и толерантности, катастрофически не хватает.