Группа исследователей-подводников обнаружила вблизи побережья Пхукета затонувшую 77 лет назад подводную лодку ВМС США USS Grenadier (SS-210). Это была первая успешная подводная лодка США, тем не менее её постигла печальная судьба.
Об этом в блоге пишут археологи.
Подводная лодка «Гренадер» относилась к классу «Тамбор», длиной 94 метра с 76 моряками на борту. В этом классе было создано 12 аналогичных подводных лодок, 7 из которых были потоплены во время Второй мировой войны, а 5 списаны по окончанию срока службы.
SS-210 была названа в честь рыбы Гренадера, которая обитает на больших глубинах от Арктики до Антарктики.
Этот класс подводных лодок стал первым успешным американским проектом, став грозой для японского и немецкого флота. На их счету множество потопленных вражеских кораблей.
20 марта 1943 года подлодка отправилась из Австралии к Малаккскому проливу. 6 апреля, патрулируя малайское и тайское побережье, «Гренадер» захватил небольшое грузовое судно у острова Пхукет. Поздно ночью 20 апреля в этом же месте подлодка заметила два торговых судна и приблизилась для атаки. К утру 21 апреля подлодку с воздуха заметил японский самолет, «Гренадер» моментально погрузился на глубину 40 метров. Командир сказал экипажу: «Теперь мы должны быть в безопасности». В этот момент субмарину сотрясли взрывы, она накренилась, электричество отключилось и субмарина погрузилась на дно.
Находясь на глубине 82 метра, экипаж попытался воскресить лодку. Огонь в одном из помещений усугубил ситуацию, но через 13 часов упорства подлодка была готова всплыть. Дождавшись темноты «Гренадер» всплыл, команда открыла все люки, чтобы очистить помещения от дыма. Дальнейшее её использование было под вопросом, двигатели нуждались в ремонте. К рассвету стало понятно, что все повреждения не отремонтировать. Тогда было решено направить подлодку максимально близко к острову и затопить её, а экипажу спрятаться в джунглях. На рассвете 22 апреля усталый экипаж заметил два японских корабля. Погрузиться вновь под воду без электричества и двигателей не представлялось возможным, поэтому командир приказал уничтожить все важные документы и покинуть судно. В этот момент на подлодку совершил налет японский самолет, со второго раза американцам удалось повредить его. Экипаж более не медля открыли все люки и уже находясь в воде наблюдали, как «Гренадер» уходит под воду.
Японский корабль подобрал 8 офицеров и 68 рядовых «Гренадера», и отвез в Пенанг, где их допрашивали, избивали и морили голодом. Затем команду разделили и отправили в лагеря, где они пробыли до конца войны. Находясь в плену, члены экипажа выдержали 28 месяцев пыток, в результате чего 4 моряка погибли.
Команда из четырех человек Жан Люк Ривуар и Бенуа Лабори из Сингапура и Бен Рейменантс и Лэнс Горовиц с Пхукета, обнаружили подводную лодку ВМС США USS Grenadier (SS-210) примерно в 130 километрах от острова Пхукет.
Дляя этой молодой команды исследователей, такое открытие было сделано впервые. Им удалось обнаружить место кораблекрушения с помощью гидролокатора бокового обзора, устройства, которое позволяет им делать снимки морского дна не погружаясь в воду.
Чтобы идентифицировать подлодку, команде понадобилось сделать шесть погружений в течении полугода. Также была проведена громадная работа в архивах двенадцати стран, таких как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия и Нидерланды, участвовавших во Второй мировой войне с подводными лодками, на предмет всех потенциальных судов, которые, как сообщалось, были потеряны в Малаккском проливе. Круг сузился до трех подводных лодок. Описание и размеры, указывали на то, что это USS Grenadier.
Команда провела измерения различных частей потерянной подводной лодки, они были идентичны техническим чертежам подводной лодки класса «Тамбор», полученным из Управления национальных архивов и документации США.
Бен Рейменантс собрал координаты из разных источников, в основном от местных рыбаков, которые часто теряли сети, ловя рыбу в этих местах, из-за естественных скал или искусственных рифов, такими как кораблекрушения.
В течение нескольких дней команда терпеливо сканировала все координаты, пока не увидели фигуру на экране сонара.
Дайверы обнаружили электрический резистор с названием компании из Чикаго, которая более 90 лет производит электрические детали для морских судов.
Обломки корабля лежат вертикально на песчаном дне на глубине 83 метра под водой, частично покрытые рыболовными сетями. Команда также обнаружила, что люки полностью открыты, что является признаком того, что корабль был намеренно потоплен, и согласуется с историческими свидетельствами выживших.
Дайверы воздерживаются от раскрытия точного местоположения крушения из-за грабителей металлолома, которые орудуют на исторических затонувших кораблях в этом регионе. Кроме того, они сотрудничают с госучреждениями и следуют их рекомендациям в отношении объектов военного наследия.
Исследователи планируют дальнейшие спуски к субмарине. Они планируют изучить, например, орудия, торпедные аппараты и перископы. Чтобы окончательно идентифицировать подлодку и почтить память героев войны, которые служили на этом корабле.
Напомним, у греческого острова археологи обнаружили кладбище кораблей.