Вступительная кампания-2011 полностью дезавуировала конституционный принцип равного доступа к высшему образованию. Псевдореформы, начатые в 2010 году, поставили нынешних украинских абитуриентов в абсолютно неравные условия.
Такое мнение выразил профессор, директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук в интервью «Зеркалу недели. Украина».
Как отметил И.Ликарчук, произошло противопоставление тех, кто проходил внешнее оценивание, и тех, кто его не проходил. Последних оказалось почти 32% — каждый третий абитуриент. Таким образом, одни прошли довольно сложную и ответственную процедуру внешнего тестирования, а другие отделались легким испугом, сдавая вступительные экзамены.
Второе противопоставление касалось тех, у кого была возможность (финансовая, территориальная, коммуникационная) учиться на подготовительных курсах при высших учебных заведениях и получить за это 20 дополнительных бонусных баллов, и тех, кто указанных выше возможностей не имел. Такие возможности, особенно финансовые, как подчеркнул эксперт, могла продемонстрировать не каждая украинская семья.
Третье противопоставление произошло между выпускниками общеобразовательных школ, которые сумели получить золотые или серебряные медали, и теми, кто блестящие металлические кружочки ухватить не смог. Для первых этот факт имел особое значение, ведь, несмотря на уровень знаний медалиста, наличие медали также дало возможность получить определенные льготы в ходе поступления. Потому, наверное, не зря количество медалистов в 2011 году, по сравнению с 2009 г., увеличилось почти на 3% в целом по стране (в Черновицкой области такой прирост составлял 8,2%, в Тернопольской — 4,3%, а в г. Севастополе медаль получил каждый девятый выпускник).
Как отметил И.Ликарчук, еще одна особенность нынешней вступительной кампании — ее организаторы продемонстрировали, что они могут безнаказанно игнорировать требования Президента Украины, который в своем Послании к Верховной Раде Украины (март 2011 года) потребовал «определить результаты стандартизированного тестирования единым критерием приема на обучение в вузы».
По убеждению эксперта, вместо этого вступительная кампания стала своеобразным «винегретом», в котором были смешаны абсолютно несовместимые компоненты: результаты тестирования и вступительных экзаменов, безграмотно вычисляющийся «средний балл аттестата» и результаты творческих экзаменов, льготы для социально незащищенных категорий людей и бонусные баллы для тех, кто «учился» на подготовительных курсах, «электронное поступление» и особые условия для победителей олимпиад, Малой академии наук и многое другое.