Государство уже потеряло от снижения цен на топливо в октябре свыше 250 млн грн за счет сокращения уплачиваемых налогов и пошлин.
Об этом сообщает “Зеркало недели”.
По мнению аналитиков американского портала Quartz, среди 25 стран-импортеров именно Украина должна получить наибольшие выгоды от снижения цен на "черное золото". Но если разобраться, то выигрыш нашей страны от ожидаемого падения нефтяных котировок может оказаться не столь очевидным.
"На первый взгляд, ввозя 80% бензина и дизельного топлива, наша страна должна выиграть по всем статьям. Но кто станет основным получателем выгод?" — пишут директор центра "Психея" Сергей Сапегин и профессор академии госуправления при президенте Геннадий Рябцев (оба — члены Общественного совета при Минэнерго).
В настоящее время на отечественном рынке нефтепродуктов наблюдаются следующие тенденции. Растет потребление дешевого моторного топлива, сокращается спрос на "именные" продукты европейского качества. Увеличивается предложение низкокачественного бензина. Внутреннее производство сократилось до минимума из-за низкой прибыльности реального сектора.
Государство не успевает отслеживать и не может прогнозировать происходящие на топливном рынке изменения. Непонимание последних привело к замене принципа "выше качество — ниже налоги" на принцип "меньшая цена любой ценой". Регулирование рынка осуществляется преимущественно "вручную", с использованием законодателей для усиления налогового давления и силовых структур для достижения требуемых цен на нефтепродукты.
Между тем структура розничных цен достаточно прозрачна. Их определяют стоимость ввозимого или производимого ресурса, уровень налогов и затраты операторов.
Доля налогов в цене бензина и дизельного топлива составляет 33 и 26%, соответственно. Стоимость ресурса за вычетом налогов — 51–58%. В соответствии с используемой Минэнергоугольпромом расчетной методикой затраты трейдеров на логистику и транспортировку (с учетом потерь продукта), а также условно-постоянные затраты АЗС составляют около 12% (в среднем).
Таким образом, розничным операторам остается 3–5%. Эта величина соответствует уровню рынков Европы, так что ни о каких сверхприбылях трейдеров, предлагающих качественное топливо и уплативших все налоги, речь не идет.