Инициатива Министерства инфраструктуры Украины по обновлению грузового парка вагонов путем списания устаревших без оценки их технического состояния приведет к колоссальному вымыванию средств из экономики, убыткам аграриев, потере урожаев, подорожанию товаров и созданию почвы для коррупции.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил замглавы Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Михаил Соколов.
По мнению эксперта, дефицит вагонов, вызванный инициативой списания их по возрасту, может привести к срыву украинскими аграриями международных контрактов по поставке зерна, по которым в Украину приходит валютная выручка. М.Соколов отмечает, что курс валюты держится почти наполовину благодаря реализации аграрной продукции, и когда курс доллара пойдет вверх, в Украине цены взлетят на все товары.
«Эта инициатива будет стоить более 100 миллиардов гривен, часть из которых ляжет на плечи агропроизводителей. И если они потратят их на вагоны, потому что им нужно перевозить продукцию, то средства не будут инвестированы в другие проекты. К примеру, в мелиорацию, где есть огромные проблемы и где нужны миллиарды инвестиций. Не будут потрачены на строительство элеваторов, а нам это необходимо, потому что сейчас тех мощностей для хранения, которые есть, не хватает. Мы будем терять урожай, у нас просто остановится рост, потому что не будет смысла производить больше. Не будет ведь возможности ни сохранить, ни вывезти зерно. То есть, вместо того, чтобы, наконец, навести порядок, нам предлагают уничтожить те вагоны, которые могут работать, потратить на это деньги и забрать их из других отраслей, где они могли бы дать развитие ВВП. У меня вопрос: как такое вообще могло прийти в голову в ситуации, когда в стране кризис?», — сказал замглавы ВАР.
Как отметил Михаил Соколов, в данном случае целесообразно говорить об оценке технического состояния вагонов – если они пригодны, то могут работать – а не принимать во внимание их возраст. Ведь в таком случае придется списывать вполне подходящие для использования вагоны и тратить средства на покупку новых.
Кроме того, считает М.Соколов, подобный подход создает и огромные коррупционные риски.
«Если вчитаться в этот приказ, согласно которому будут определяться сроки эксплуатации вагонов, особенно в прилагаемую таблицу, то выясняются очень интересные вещи. Оказывается, вагон одного и того же класса может попасть сразу в несколько категорий по срокам списания. И это не редкий случай. Там таких вагонов – десятки. И теперь вопрос: а кто будет решать, как их списывать? То есть у нас есть монополист, который доминирует на рынке вагонов. При этом создается приказ, согласно которому он будет решать, какие вагоны он может списать. И заранее этого знать нельзя, невозможно заранее свою деятельность спланировать, потому что это зависит только от его решения. Как это называется? Коррупция! Будь там один код, можно было бы поверить, что это случайность, но их там масса. Поэтому в такую «случайность» как-то не верится», – подчеркнул замглавы ВАР.
Отметим, в Мининфраструктуры осенью 2021 года инициировали обновление грузового парка.
Ранее эксперт прогнозировал, что в Украине молочные продукты подорожают на 10 процентов.