ГолосUA
19:03 03/06/2023

Инспекции судов «зернового коридора» по-прежнему приостановлены – СКЦ

Совместный координационный центр (СКЦ) с начала июня не провел ни одной инспекцию судов в рамках «Черноморской зерновой инициативы»: ни на вход в украинские порты, ни на выход из них, следует из информации на сайте СКЦ.

Согласно ей, после возобновления работы коридора 19 мая была проведена всего одна инспекция на выход – 31 мая сухогруз Xin Shun ушел в Китай с 44 тыс. тонн кукурузы и 19,5 тыс. тонн ячменя из порта «Одесса».

Что касается инспекций на вход, прерванных 6 мая, то после их возобновления с 19 мая всего в украинские порты «Одесса» и «Черноморск» прошли 29 судов, из которых 10 уже вышли в обратном направлении с грузом агропродукции, шесть из них – в Китай, три в Испанию и одно в Египет.

На сайте СКЦ указывается, что c 28 по 31 мая число инспекций на вход сократилось до двух в день, а с июня они были вовсе приостановлены.

Минвосстановления Украины 30 мая заявило, что СКЦ в Стамбуле объявил о невозможности составления инспекционного плана на 1 июня из-за очередного безосновательного отказа российской делегации регистрировать входящий флот.

По данным украинского ведомства, в территориальных водах Турции на тот момент ожидала инспекцию очередь из 50 судов, на которые должно быть загружено 2,4 млн тонн продовольствия. Блокировка регистрации нового входного флота, как и блокировка крупнейшего порта «Южный», является грубым нарушением условий «зерновой инициативы», подписанной, в том числе и страной-агрессором, подчеркнули в Минвосстановления.

Украинская делегация направила письмо в Секретариат СКЦ с требованием возобновить полноценную работу в составе трех инспекционных команд и девяти инспекций в день, как того требуют процедуры СКЦ.

Представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик на брифинге 1 июня сообщил, что Россия довела до сведения СКЦ о действии ограничений на регистрацию судов, следующих в украинский порт «Южный», где расположен терминал по перевалке аммиака, пока не возобновится экспорт российского аммиака.

«Мы продолжим активное взаимодействие со сторонами для полного возобновления операций в рамках продолжения инициативы. В частности, мы в поиске обязательств (commitments) по безусловному доступу судов во все три порта в рамках инициативы, увеличению количества успешных проверок, проводимых в день, и предсказуемых регистраций во избежание неоправданных задержек судов, экспорта удобрений, в том числе аммиака, и возобновлению (работы) аммиакопровода Тольятти-Одесса», – указал представитель ООН.

«Черноморская зерновая инициатива» была принята в Стамбуле 22 июля 2022 года при участии ООН, Украины, Турции и России. Ее суть — в создании коридора для вывоза зерна из трех украинских портов «Черноморск», «Одесса» и «Южный» в условиях продолжающейся войны России против Украины. Инициатива была заключена на 120 дней и ее продлевали дважды, в последний раз 18 марта. Однако если Украина заявляла, что она была продлена на 120 дней, то Россия утверждала, что всего на 60 – до 18 мая, и настаивала на разблокировании работы аммиакопровода Тольятти-Одесса и снятии всех санкций при торговле российской агропродукцией и удобрениями.

Президент Турции 17 мая заявил, что «зерновая инициатива» продолжит работу еще два месяца, что позже подтвердил генсек ООН Антониу Гуттериш. Однако глава ООН заявил, что нерешенные вопросы еще остаются.

Отметим, в ООН заявили уже в июне 2023 года, что РФ блокирует регистрацию судов, идущих в порт «Южный», из-за остановки экспорта аммиака.

Читайте также по теме