Термин «геноцид» приобрел политический окрас.
Об этом в интервью КП Украина сообщил историк Георгий Касьянов.
«Ученый не мыслит дихотомиями, а мыслит более объемно. Если провести аналогии с повседневной жизнью, то ученый предпочитает 3D-формат. Формула »геноцид» или «не геноцид» обедняет научный подход. Получается, что мы должны выбирать »или — или». Моя позиция проста: термин «геноцид» - очень политизирован. Он и возник в свое время под определенную политическую конъюнктуру. Речь шла о Нюрнбергском трибунале, о преступлениях нацизма, об уничтожении евреев. Историю нельзя свести к юридически-политическим категориям», — рассказал Г. Касьянов.
По словам историка, признание геноцидом того или иного события становится политическим мероприятием. Если важные страны для Украины признают Голодомор геноцидом - это политический акт.
«76% украинцев считают Голодомор геноцидом или 83% - были периоды, когда социология давала такие данные. Я у фирмы »Рейтинг», которая проводила эти исследования, спросил: »Вы спрашивали людей, а что такое геноцид?». Они ответили: »А зачем? Нашей задачей было сформировать определенное общественное мнение»», — рассказал Г. Касьянов.
Признание Германией Голодомора геноцидом - это уже политический вопрос, считает историк, и этот вопрос не имеет ничего общего с наукой.
«Литва, Польша, страны Балтии признали Голодомор геноцидом, Болгария, Румыния, Словакия, по-моему, нет. Великобритания четко сказала, что никогда не будет заниматься этим вопросом. Чтобы признать в Великобритании Голодомор геноцидом, нужно решение британского суда. Ну а кто туда обратится и по какому поводу? Во Франции тоже нет никаких перспектив. Пытались в Израиле это сделать, но Израиль настаивает на исключительности Холокоста как геноцида. После того, как Германия несколько неожиданно признала армянский геноцид, появились надежды на продвижение этого там. Немцы правильно говорят: это не вопрос немецко-украинских отношений. Более того, для них это деликатная тема, потому что в гитлеровской Германии вопрос о голоде в Украине использовался нацистской пропагандой, и им неудобно эту тему развивать», — считает Г. Касьянов.
Историк напоминает: Украина входит в список стран, которые не признают армянский геноцид. По политическим соображениям, поскольку Турция - важный стратегический партнер.
«Тогда возникает вопрос: вы хотите, чтобы признали Голодомор геноцидом, а сами не хотите признать то, что десятки стран признали геноцидом?», — задается вопросом Г. Касьянов.
Во всем мире наблюдается тенденция переписывания истории и давления на историков. Так, Франция приняла ряд законов начиная с 1991 года, которые запрещают интерпретации некоторых исторических событий. Например, о французской колониальной политике некоторые вещи нельзя говорить. Во Франции также пытались запретить отрицание геноцида армян. И не где-нибудь, а именно во Франции возникло движение «Свободу истории», подчеркнул Г. Касьянов.
«В Украине ситуация сложная. Государство пытается это делать, но поскольку оно слабое - у него нет средств контроля, террора, преследования, - то не очень хорошо получается», — считает историк.