ГолосUA
17:57 30/06/2011

Югославия 20 лет спустя: все еще как одна страна

Сотрудничество между государствами, когда-то входящими в Югославию, на практике никуда не исчезло и это сотрудничество смело можно характеризовать словом «Югосфера», считает британское издание «The Economist”  http://www.economist.com/blogs/easternapproaches/2011/06/former-yugoslavia.

Двадцать лет назад 27-го июня 1991 года произошло ключевое в событие в распаде Югославии. После того как югославская армия попыталась возобновить контроль над территорией Словении, провозгласившей вместе с Хорватией свою независимость неделей ранее, содружество шести стран фактически прекратило свое существование.

«Два года назад во время написании статьи для журнала «The Economist” был употреблен термин «Югосфера», который охватывает динамику развития последних лет на территории бывшей Югославии. И хотя некоторые не уловили вложенный в этот термин смысл, слово употребляется уже более двух лет, что говорит о том, что многие давно инстинктивно предполагали, что такая форма существует и ощущали ее в повседневной жизни», — пишет издание.

Сегодня, продолжает оно,  идея «Югосферы» как такой  утомляет, однако она все еще актуальна. Во-первых, термин «Югосфера» попросту характеризует собою возобновление утерянных связей между экс-содружественными странами (Косово — частичное исключение, по очевидным причинам). Это не означает, что Югославия возрождается. Более того, хотя это весьма благоприятное улучшение, оно не необратимо.

В значительной степени «Югосфера» — это экономический и социальный феномен. Когда хорватская компания, например «Atlantic Grupa”,  покупает словенскую «Droga Kolinska”, у которой в свой очередь компании в Сербии, которые в свою очередь распространяют товар по все бывшей территории Югославии — вот, что мы называем «Югосферой» (не забывайте, что термин не имеет никакого отношения к Югоностальгии).

Когда Региональный совет сотрудничества в Сараево, глава которого хорват, организовывает нескончаемый поток разнообразных культурных, индустриальных, законодательных мероприятий и т.д. – вот, что мы называем Югосферой.  «Можно было бы продолжать рассказывать о том, в какой по очереди стране экс-Югославии этим летом будут выступать местные музыканты или почему первым изданием, написавшем об аресте Ратко Младича, было хорватское «Jutarnji Lis”t, но суть от этого не изменится. «Югосфера» существует и успешно функционирует», — отмечает издание.

Более того, подчеркивает оно, термин «Югосфера» включает в себя не только экономическую и социальную подоплеку, но также политическую. Не исключено, что в ближайшее время между экс-членами бывшей Югославии будет наблюдаться еще больше политического сотрудничества, чем раньше. И этот случай не уникален: достаточно вспомнить насколько сплоченными были государства Бенилюкса перед тем, как стали частью ЕС. До сих пор существует так называемый Нордический совет, в который входят страны скандинавского региона, некоторые из которых не являются членами Европейского союза. Еще один пример – это объединение «Visegrad”, в которое входит группа стран Центральной Европы.

«Некоторые считают, что из-за разногласий между государствами экс-Югославии сотрудничество между ними невозможно. Действительно, ссоры по поводу Косово постоянно загоняли в тупик Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, объединяющее группу западных балканских стран и Молдову. Босния все еще не функционирует как полноценное государство. Две экс-югославских страны являются членами НАТО, одна также член ЕС (скоро к ней присоединится еще одна). Сербия пытается разобраться с проблемой Косово и наоборот. Все это и близко не напоминает платформу для успешного сотрудничества, — пишет издание. — Но давайте представим, что Европа – это город. Регион Югославии – это бедный, но периферийный пригород, у которого есть некоторые красивые аллейки и куча улиц, находящихся под контролем гангстеров – настоящих или прикрывающихся депутатским мандатом.

В целом город в беде. Более богатые его районы в ярости из-за расточительности муниципалитета Греции. Город неустанно наполняют иммигранты из более бедных городов как Тунис и Афганистан, занимая лавочки в парке, и при этом постоянно требуя денег.

У Европы два варианта. Она может либо мобилизовать свои природные и сравнительные преимущества, такие как культура, история, рынки и т.д. Или она может продолжать увядать, наблюдая за тем, как стареет ее население, а светлые умы ищут места с более радужными перспективами. Такая же ситуация, только в уменьшенном масштабе, наблюдается и на пространстве бывшей Югославии».

Итак, резюмирует «The Economis”t, называйте это «Югосферой», «регионом», «зоной», «Адриатикой» или как угодно. Никого из жителей вне ее это совершенно не волнует. Фактически, учитывая то, что происходит в мире, до Балкан, кроме их жителей, вообще нет никакого дела.  «Просто взгляните на так называемую «Югосферу»: катастрофическая демографическая ситуация, низкая продуктивность, сравнительно бедная инфраструктура, падающий уровень стандартов обучения и население, не превышающее размеры Шанхая. В таком мире сотрудничество жизненно необходимо в интересах всех», — заключает еженедельник.

Подгот. Л. Дубенко.

Читайте также по теме