Юрист рассказал, как реагировать потребителям на невыполнение ЖЭКом своих обязательств

По состоянию на 2017 год, в разных городах Украины не завершено выделение в натуре земельных участков под многоквартирными домами. Соответственно, не ясно, сколько квадратных метров площади являются придомовой территорией на балансе того или иного ЖЭКа, Объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), Управляющих компаний, территориальных общин. Из этого следует, что не ясно, как обслуживающие дома и прилегающие территории организации рассчитывают свой тариф.

Об этом корреспонденту ГолосUA сообщила юрист Любовь Демеева.

По ее словам, эта неопределенность может стать искушением для обслуживающих дома организаций, которые могут завысить тарифы.

Чтобы определить, за что вы платите, когда речь идет об обслуживании дома и придомовой территории, нужно для начала почитать договор, заключенный с организацией.

«ЖЭКи лет десять назад оформляли так называемые типовые договоры. Они были одинаковыми для целого города. Когда дом переходил на баланс ОСМД или Управляющим компаниям, составлялся другой договор —  с более точным перечнем услуг, которые должна оказывать обслуживающая организация. Напомню, что даже если собственник квартиры договор не подписывал, но заплатил за обслуживание дома и прилегающей территории, это значит, он согласен с условиями предоставления услуг. По этой причине нужно ознакомиться с договором, который подписан собственником квартиры и обслуживающей организацией», — рекомендует она.

По словам юриста, для жителей высоток или просто многоквартирных домов крайне важно разобраться в том, какие услуги фактически предоставляет обслуживающая организация и что есть в списке услуг в договоре.

«Вам важно определить, какие услуги не предоставляются или предоставляются в неполном объеме или неправильно. Истребовать Акт выполненных работ за месяц и за год. В Акте должна быть прописана тарификация каждой услуги. Также нужно обратить внимание на придомовую территорию. Земля под домом и вокруг него принадлежит общине города, а не жителям дома. Такая же ситуация, когда ОСМД не имеет земли в пользовании или собственности. За что мы платим? За уборку раз в неделю вокруг дома?», — говорит она.

По словам юриста, размер площади придомовой территории, от которой зависит коэффициент, вам могут менять без вашего ведома – эту площадь местные власти могут изымать и передавать в собственность. Из-за этого, в том числе, появляются здания перед вашими окнами, а затем — скандалы из них.

«Земля в собственности и на балансе это разные понятия с точки зрения нормативных актов. Что же делать? Вам нужно обратиться к балансодержателю с требованием предоставить выкопировки с придомовой территорией и обоснованием ее содержание. Поскольку границы придомовых территорий объектов жилищного фонда в городе Киеве не установлены и не утверждены в установленном законом порядке, непонятно, сколько квадратных метров приписано к каждому дому. Соответственно, не ясно, как эти метры распределяются по квартирам. Непонятно, сколько стоит отдельно содержание дома и отдельно содержание придомовой территории. Если балансодержатель не предоставил вам нужных данных, вы можете аргументированно обращаться об отказе в оплате за содержание придомовой территории», — рекомендует эксперт, намекая не только на обращение в суд, но и на способ досудебного решения вопроса – через процедуру медиации.

Л.Демеева заявляет также, что если потребитель не согласен с объемом и качеством предоставляемых услуг ЖКХ, он может оформить акт-претензию.

«Вы вправе вызвать представителя исполнителя для составления акта-претензии. Затем на основе акта провести перерасчет оплаты указанной услуги». Вы можете прочитать текст закона «О жилищно-коммунальных услугах» и тогда увидите: если есть нарушения условий договора исполнителем (в данном случае – обслуживающей организацией), потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя. В акте указываются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное. Представитель исполнителя должен явиться по вызову потребителя не позднее срока, определенного договором. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей. Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает письменно потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий. Споры по удовлетворению претензий потребителей решаются в суде. Потребитель имеет право на досудебное разрешение спора путем удовлетворения предъявленной претензии. Образец Акта-претензии в суд предоставляется», — рекомендовала она.

Юрист рекомендует фиксировать на фото или видео любые невыполнения обязательств со стороны обслуживающей организации.

«Уборка лестниц и этажей. Если состояние их содержание ненадлежащее, делайте фото-фиксацию этого и направляйте фото на номер телефонов 1551 или 1557. Вывоз бытовых отходов. В случае их несвоевременного вывоза или вообще невывоза существует тоже акт-претензия. Фиксируйте невывоз мусора фотографией. Уборка подвалов, технических этажей и кровли, наличие грызунов, голубей, фекалий животных. Жители подъезда этим дышат, потому что на технические этажи выведены домовые вытяжки и противопожарные сквозняки. В таких случаях нужно писать жалобу с требованием создать комиссию и провести обследование данных помещений. Результатом осмотра должен быть акт об обследовании», — говорит Л.Демеева, эксперт, юрист по гражданским делам в суде.

Она считает, что обслуживающая дом и придомовую территорию организация обязана проводить очистку здания и земли возле него от насекомых и грызунов.

«Мероприятия должны проводиться несколько раз в год, но этого не делается вообще, поскольку во время их проведения может быть нанесен вред жителям дома. Отселить или хотя бы на время ограничить доступ к жилью балансодержатель не может. Однако деньги за данные услуги берут исправно. Как потребитель услуг, вы должны контролировать их оказание. Если мыши бегают по подвалу – этот факт нужно снять на фото или видео, оформить акт-претензию», — говорит она.

По мнению юриста, обслуживающая организация отвечает также за обслуживание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме.

«Это нужно для противопожарных мер. Вентиляционные каналы вытягивают дым, в случае пожара это может спасти вам жизнь. Но в 98% домов коммунальной собственности данные каналы не работают. Провайдеры используют эти системы для прокладки сетей интернет-связи, а мы платим за данную услугу как за очистку вентиляционных каналов», — комментирует Л.Демеева.

По ее мнению, именно обслуживающая дом и придомовую территорию организация должна менять электрооборудование, с которым дом сдавался в эксплуатацию – например, это счетчики электроэнергии или электрические сети.

«Нужно обратить внимание на техническое обслуживание и текущий ремонт сетей электроснабжения и электрооборудования. Данные сети нужны для электроснабжения технических целей дома: освещения мест общего пользования, электроснабжения лифтов, подкачки воды, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем в случае их наличия. Именно благодаря данному пункту в вашем доме должны менять лампочки, а вместо этого списывают на это тысячи гривен ежегодно», — считает юрист.

Отметим, в 2017 году Верховная Рада Украины приняла закон о жилищно-коммунальных услугах.

В соответствии с документом, с 1 января 2019 года в Украине вводится пеня за каждый день просрочки оплаты после даты, до которой должны быть оплачены жилищно-коммунальные услуги.

Читайте также по теме