Государственные служащие не должны навешивать ярлыки на невиновных людей, как это было сделано в ходе информационной кампании против УПЦ.
Об этом в ходе эфира программы «Право на голос» на ГолосТV заявил юрист, глава НПО «Общественная правозащита» Олег Денисов.
Государственные служащие не должны навешивать ярлыки на невиновных людей, заявил юрист.
«Публичное сообщение генеральной прокуратуры о том, что в действиях отдельных представителей Запорожской епархии УПЦ МП есть признаки уголовного преступления, было обнародовано в нарушение украинского законодательства и в нарушение норм международного права. Речь идет о разжигании религиозной вражды со стороны государственных органов. Госорганы навешивают ярлыки на невиновных людей для того, чтобы убедить общество в том, что вся конфессия (УПЦ) виновата», — подчеркнул О. Денисов.
Юрист добавил, что суть скандала в Запорожье в том, что случилось трагическое событие – смерть ребенка, которое было использовано недобросовестными СМИ как яркий повод для информационной кампании, направленной против Украинской православной церкви. Журналистов не остановила даже смерть ребенка.
«Как оказалось, священников по имени Евгений Молчанов, двое. И об этом СМИ почему-то не знают. Ни в одной из публикаций не сообщалось, что есть два однофамильца в одной епархии. Информационная кампания была раскручена против вообще не того человека. Массовая атака и манипулятивные сообщения затронули совершенно непричастное лицо», — пояснил юрист.
Он добавил, касательно организации «Радомир», которую театрально подали как охранную систему УПЦ, что в сообщениях ее в том, что в этой организации. Есть признаки противоправной организации. На самом деле никаких действий по защите УПЦ в данной организации не оказывают, школьный учитель возглавляет эту организацию, в ней нет ни людей, ни организованной структуры, ее вообще нельзя назвать силовой организацией. Тем не менее, организация «Радомир» включена в информационное сообщение Генпрокуратуры. Такие сообщения можно квалифицировать как нарушение прав человека.
«Информационное сообщение Генпрокуратуры – это речь ненависти. Даются соответствующие маркеры от государства – государственные служащие не должны этого делать, они не должны навешивать ярлыки на невиновных людей. В отношении Запорожской епархии было возбуждено уголовное дело, и это признак согласованной кампании. Юридически это не установлено следствием. Событие в Запорожье использовали как повод привязать его к уголовному производству. Чтобы открыть уголовное производство, надо чтобы кто-то подал заявление для открытия уголовного производства и только потом сообщать об этом. То есть. Этим информационным сообщением ГП было зафиксировано глубокое нарушение прав Украинской православной церкви», — акцентировал О. Денисов.
По словам юриста, негативные сообщение об Украинской православной церкви с 2015 года постоянно увеличивается. Уже было размещено около 700 публикаций в разных СМИ. Все это является искусственной информационной кампанией, искусственным контентом.
Напомним, в начале января запорожскую общественность всколыхнуло сообщение о том, что священник одного из храмов, принадлежащих Украинской православной церкви Московского патриархата, отказался отпевать двухлетнего мальчика. Как оказалось, погибший ребенок был крещен в храме «конкурирующей конфессии» – Украинской православной церкви Киевского патриархата. Поэтому, объяснил священник, он считается некрещеным, а значит, отпевать его нельзя.
Многие украинцы восприняли поступок священника как аморальный. В социальных сетях родилась идея протестного флешмоба – к дверям церкви начали приносить куклы и другие детские игрушки. Флешмоб распространился по всей стране, к нему присоединились представители националистических организаций, которые традиционно выступают против деятельности Московского патриархата в Украине. Например, в Киеве активисты одиозной группировки С14 в знак протеста заблокировали вход в Киево-Печерскую лавру. В самой УПЦ МП убеждены, что случившееся в Запорожье стало лишь поводом для очередной антицерковной кампании.
Сложившуюся ситуацию не оставили без внимания правоохранительные органы. По мнению сотрудников Генеральной прокуратуры, в действиях отдельных представителей Запорожской епархии УПЦ МП есть признаки уголовного преступления. А именно – нарушения равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений. Кроме того, отмечают в Генпрокуратуре, действия священника спровоцировали беспорядки и столкновения.
С точки зрения церковного права, священник поступил правомерно. Согласно православным канонам, если умирает некрещеный человек – отпевание не совершается, поскольку душа такого человека находится «вне юрисдикции» церкви.
В УПЦ МП продолжают считать Киевский патриархат «раскольнической» и «безблагодатной» группой. Следовательно, и обряд крещения, проведенный «раскольниками», считается недействительным.
Однако не стоит забывать, что Украина – светское государство, а значит, правоохранители обязаны руководствоваться не церковными уставами, а исключительно законами Украины. А закон в данной ситуации не на стороне церкви: поступок священника подпадает под действие статьи 161 Уголовного кодекса («Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии»).