От «блуждания» по отечественному законодательному полю в первую очередь страдают люди.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил экс-заместитель начальника Главного следственного управления Министерства внутренних дел Украины, заслуженный юрист Григорий Мамка.
Мы зашли в блуждание по законодательному полю, и от этого в первую очередь страдают люди, заявил юрист.
По мнению Г. Мамка, политики у нас в стране руководят правоохранительными органами. Пока будет нестабильной работа правоохранительных органов, то, по сути, никто ничего не будет делать в юридическом аспекте в пользу людей.
«Мы приняли политическое решение (с 15 марта вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс. – Ред.), и, по всей видимости, ответственности за него никто не понесет. Безответственность порождает системность, то есть, присутствует перспектива безответственности за подобные дела. Когда принимались эти решения, безусловно, были договоренности со всеми политическими партии в рамках создания Антикоррупционного суда. Можно вспомнить, как принимался Закон по Савченко, а потом как он отменялся. Коллапс правоохранительной системы в том, что отсутствует ответственность лиц, которые принимают такие законы. Законы принимаются, а потом отменяются. Чем больше будет внесено бессмысленных законов, а потом отмененных, тем стабильнее будет системность таких явлений – к слову, подобное законотворчество происходит у нас во многих отраслях», — пояснил Г. Мамка.
По словам эксперта, собственно, сама процедура захоронения, согласно принятым изменениям в Уголовный процессуальный кодекс, не является ключевым моментом, основной неизученной проблемой является такая, как обращение правоохранительных органов к судам по месту юридического лица. Например, Киев имеет один юридический адрес – на Владимирской улице. Все следователи из 10 районов столицы должны теперь ехать только в один суд – Шевченковский для получения разрешений на арест, санкции на обыски, проведение экспертизы и пр. С 15 марта все следственные судьи в украинских городах, райцентрах, повесили на дверях судов объявления, что они выехали в командировки и все дела переносятся на июль-август, то есть, рассмотрение всех судебных дел будет приостановлено.
«В юрисдикции города Киева, например, только один суд, Шевченковский, может принимать всех следователей из 10 районов столицы. Все следственные судьи, например, Полтавской области, с 15 марта должны будут ехать в Полтаву. То есть, все суды не будут действовать. Руководители следствия не знают, что им делать. Алгоритма действий для следователей на данный момент нет», — резюмировал Г. Мамка.
Напомним, в Украине с 15 марта вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс. Они ограничивают сроки расследования преступлений: на расследование тяжких преступлений дается 18 месяцев, на уголовные проступки – только 6, а если за этот срок преступление не раскрыто, то дело закрывают.
Соответствующий законопроект был принят парламентом 3 октября 2017 года. Часть положений закона вступила в силу 15 декабря 2017 года, а часть, касающаяся изменений в УПК, только в этом году.
Вместе с тем, в судах пока не наблюдается коллапса и очередей из силовиков и следователей. Они работают в штатном порядке, не никаких очередей, канцелярия по уголовным делам и прочие службы функционируют в обычном режиме, передает «Страна».
Согласно изменениям в УПК, в исключительных случаях следователь может просить суд продлить сроки расследования. Также вводится право подозреваемого обжаловать факт вручения ему сообщения о подозрении.
Следователи и прокуроры теперь не могут самостоятельно назначать экспертизы, в том числе для установления причин смерти и размера материального ущерба. Экспертизами отныне будут заниматься только суды.
Изменяются также правила проведения обысков. Правоохранители должны будут указывать в ходатайствах, какие именно предметы они хотят найти.
Законопроект о судебной реформе сужает доступ граждан к судам и делает их еще более зависимыми от власти.
Позже министр внутренних дел Арсен Аваков обратился с требованием к Президенту Петру Порошенко отменить «поправку Лозового» в законе о судебной реформе во время его подписания.