Юрист рассказал, как взрывоопасная селитра может годами лежать в украинских портах

Не исключено, что большие объемы селитры остаются в Николаевском порту нерастаможенными из-за истекшего срока годности.

Об этом в комментарии ГолосUA сообщила юрист юридической компании «Тарасов и партнеры» Ольга Чепель.

«В соответствии с Таможенным кодексом Украины все товары, которые перемещаются через таможенную границу Украины, подлежат таможенному контролю. Предельный срок пребывания под таможенным контролем до момента помещения этих товаров в соответствующий таможенный режим не может превышать 180 календарных дней.

Товары, находящиеся под таможенным контролем и по которым собственник или уполномоченное им лицо не обратились до истечения предельного срока, приобретают статус таких, которые хранятся на складе таможенного органа.

Если товары, подлежащие обязательной передаче для хранения таможенному органу, утратили свои потребительские свойства в связи с истечением срока их годности или по другим причинам, они подлежат уничтожению без передачи на склад таможенного органа. В разных источниках указывается, что именно срок годности селитры стал причиной непропуска товара через таможенный контроль в Николаевском порту. Поэтому в таком случае владелец должен был вывезти такой товар за пределы таможенной территории Украины или уничтожить его за собственные средства», — сказала она.

О.Чепель добавила, что законный максимальный срок хранения на складах временного хранения под таможенным контролем нерастаможенных товаров составляет 90 календарных дней.

«Товары с момента предъявления их таможенному органу и помещения их в соответствующий таможенный режим могут находиться 90 календарных дней на временном хранении под таможенным контролем на складах временного хранения. Если до истечения 90-го дня временного хранения дважды предоставлялся отказ в таможенном оформлении такого товара, то владелец вправе передать товар на склад временного хранения (в случае если срок годности товара не истек) или вывезти такой товар за пределы таможенной территории Украины», — отмечает юрист.

О.Чепель также пояснила, какие полномочия есть у госорганов в случае, если владелец товаров, в данном случае селитры, не завершил процедуру растаможки.

«Если товары оказались в состоянии, исключающем возможность их декларирования в любой другой таможенный режим (например, отказ в пользу государства), чем уничтожение или разрушение, в случае несогласия собственника или уполномоченного им лица самостоятельно организовать и оплатить процедуру уничтожения или разрушения таких товаров и при отсутствии других лиц, которие письменно заявили таможенному органу о таком желании, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, хранения, перевозки, уничтожения (разрушения), оформление документов и другие расходы, связанные с соблюдением таможенного режима уничтожения или разрушения, а также пеня списываются (взимаются) с такого владельца или уполномоченного им лица в безакцептном порядке, а в случае невозможности такого списания (взыскания) — возмещаются за счет средств государственного бюджета (ст. 178 Таможенного кодекса Украины).

Замечу, что в Украине действует приказ №754 от 24.10.2014 года «Об утверждении Правил безопасной эксплуатации наземных складов синтетического жидкого аммиака», согласно которому все склады, в том числе и припортовые, должны отвечать требованиям, изложенным в этом Приказе», — пояснила она.

Отметим, в 2018 году в порт Николаева из Грузии прибыло судно с 3200 тонн селитры, которую изъяли и поместили на хранение. Взрывоопасное удобрение может до сих пор оставаться на складах.

Об этом пишет глава ОО «Центр аналитических исследований» Андрей Сенченко. «18.09.2018 года судно «Тузла» с 3200 тонн «просроченной» селитры зашло в Никморпорт на 12 причал. Началась положенная по процедуре отгрузка, но экологической инспекцией было отказано в оформлении груза. Помимо этого, экоинспекция обратилась в Госпотребслужбу области, в таможню, прокуратуру, СБУ и полицию. Судно ушло, а груз остался лежать в порту», — пишет он.

Напомним, взрыв селитры стал причиной катастрофы в Бейруте (Ливан) в августе 2020 года. В столице Ливана Бейруте вечером 4 августа прогремел мощный взрыв. Погибло более 100 человек. Взрыв 2700 тонн аммиачной селитры в порту ливанского Бейрута произошел в момент проведения сварочных работ. В Ливане опасаются нехватки зерна из-за взрыва, так как порт разрушен. Из-за ЧП дома покинули 300 тысяч человек.

Читайте также по теме