Быстрая смена океанских течений в Южном океане, вероятно, сломала один из самых больших айсбергов пополам, как ветка дерева. Гигантская ледяная масса – под названием A68a – была известна как таблообразный айсберг из-за своей прямоугольной формы. В своем наибольшем размере он был примерно размера как штат Делавер, охватывая примерно 2300 квадратных миль (6000 квадратных километров), а в 2017 году он откололся от другого айсберга, A68, сбросив 1 триллион тонн талой воды в океан за три года, когда он находился в море. Но ученые не знали, что привело к распаду A68a.
В исследовании, опубликованном в среду (19 октября) в Science Advances, исследователи из Принстонского университета в Нью-Джерси использовали спутниковые изображения и наборы данных, чтобы перенестись назад по времени до декабря 2020 года, когда айсберг в форме пальца пережил два события.
Пройдя мимо острова Южная Джорджия, A68a начал трескаться, причем большой кусок откололся как прямой результат тяги киля айсберга по морскому дну, однако второе событие смутило экспертов, поскольку айсберг плавал в глубоком открытом океане, пишет сайт Pixel.
«Обычно айсберги ломаются из-за того, что они врезаются в морское дно, приводя к откалыванию его частей», — сказал Алекс Хут, ведущий автор исследования и научный сотрудник Программы атмосферных и океанических наук (AOS) Принстонского университета.
«Но в этом случае, после просмотра данных океанских течений, пальцеобразная часть айсберга, казалось, перекрывала одну часть течения, которая была сильнее другой, поэтому кажется разумным подозревать, что это повлекло за собой достаточное напряжение вдоль айсберга, чтобы сломать его пополам, как зубочистку», — добавил он.
Исследователи предположили, что второе событие разрушения было вызвано «оползнем океанического течения» и что изменение течений привело к тому, что часть айсберга была отрезана, о чем ранее не сообщалось.
Чтобы проверить свою теорию, они рассмотрели, как внешние силы, такие как океанские течения и ветер могут влиять на айсберг. Создавая симуляцию A86a с помощью модели под названием Kinematic Iceberg Dynamics (iKID), команда обнаружила, что «когда айсберг попадает в очень сильное течение против другого очень слабого течения, связи между частицами конгломерата разрываются. Это позволило смоделировать фактический разлом Берга».
«Палеобразная форма айсберга» также могла способствовать разлому, сказал Хут, «поскольку она сделала айсберг достаточно длинным, чтобы перекрывать два течения».
Исследователи также проверили, способствовали ли существующие трещины распада, однако Хат сказал, что это остается «неубедительным», поскольку «основная часть трещины, похоже, не следует уже существующей трещине».
Изучая гибель A68a, Хат и его команда считают, что они смогут получить лучшее представление о роли, которую играют айсберги в системе Земли и то, как они взаимодействуют с внешними силами.
«На айсберги приходится примерно 50% потери ледовой массы в Антарктиде, что происходит, когда они отрываются от ледяных щитов», — сказал Хут. — Удаляясь, они откладывают талую воду вдали от щитов. Это может повлиять на циркуляцию океана путем стратификации водной толщи и может по сути насытить океан железом, поскольку они являются источником осадка из Антарктиды, что может привести к увеличению фитопланктона».