Закон "О правовом статусе и увековечении памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке" принимался депутатами Верховной Рады в спешке и без детального изучения исторических данных.
Об этом говорится в публикации российского историка и публициста Марка Солонина и американского историка и журналиста Алексей Собченко, размещенной на «Gordon».
“Верховная Рада Украины в стремительном темпе (7 апреля внесен, 9 апреля принят "за основу и в целом") и с незаурядным единодушием (за – 271, против – 0, воздержалось – 0) поддержала Законопроект "Про правовий статус та вшанування памяті борців за незалежність України у ХХ столітті". Почти что ставший законом проект содержит перечень "органів влади, організацій, структур та формувань", деятельность которых должна прославляться, а также предупреждает (не только граждан Украины, но и иностранцев!) об ответственности за недостаточно восторженный образ мысли: "Громадяни України, іноземці, а також особи без громадянства, які публічно проявляють зневажливе ставлення до осіб, зазначених у статті 1 даного Закону, перешкоджають реалізації прав борців за незалежність України у XX столітті, несуть відповідальність відповідно до чинного законодавства України". Упомянутый перечень занимает три страницы машинописного текста. Смогли ли уважаемые депутаты Верховной Рады за два дня освежить в памяти историю "Команчанської, Команецької та Гуцульської Республік, включаючи управу, комендатуру міліції та Комісаріат повіту Саніцького у Вислоці Великім"?Разобрались ли они – с кем и против кого сражались "загони Холодноярської та Медвинської Республік, Волинська повстанська армія"? Разумеется – нет. Почему же 271 депутат проголосовал "за"? Видимо, потому, что им это было неважно. Неважно – кто и с кем, неважно – какую Украину, где, на чьих землях, с какими законами и порядками собирались создавать эти загадочные "организации, структуры и формирования", неважно – добивались ли они своих целей добрым словом или массовым террором.[…] Все это могло бы сойти за мелкий казус, но люди мы взрослые и понимаем, что вовсе не для чествования памяти "комендатури міліції та Комісаріата повіту Саніцького" продвигается данный законопроект. В перечень "борців за незалежність України", неуважительное отношение к которым предлагается сделать наказуемым деянием, включены УВО, ОУН и УПА. И что примечательно – потратив три страницы на перечисление военно-исторической экзотики, авторы законопроекта забыли уточнить, что существовало по меньшей мере две ОУН (мельниковцы и бандеровцы), причем вторые относились к первым с таким "неуважением", что расстреливали их скопом, без суда и следствия. И кого же из них мы теперь обязаны вшановувати?” — говорится в материале.
Авторы статьи указывают, что Организация украинских националистов (равно как и ее предшественник, Украинская войсковая организация, УВО) “была типичной фашистской организацией”.
“Как иначе должна называться организация, которая пропагандирует культ силы, открыто воспевает агрессию, экспансию и войну, готовится к насильственному захвату власти, обещает установить диктатуру несменяемого "вождя" и провести тотальные этнические чистки? В отличие от нынешних лицемеров, идеологи ОУН свою фашистскую сущность не скрывали, а декларировали. Обе ОУН (и мельниковцы, и бандеровцы) активно сотрудничали с германскими спецслужбами, получали от них деньги (миллионы марок) – и не только из корыстного интереса, но и по явному идейному сродству”, — отмечается в публикации.
Кроме того, бойцам ОУН (бандеровцам) специалисты приписывают массовое уничтожение поляков на Волыни в 1943 году.
“По самым аккуратным оценкам за несколько месяцев весны–лета 1943 года на Волыни были убиты не менее 50–60 тыс. человек. Именно это военное преступление и стало самой крупной и единственной "успешной" операцией легендарной УПА. […] Очень бы хотелось надеяться, что и депутаты Верховной Рады, проголосовавшие за превращение шанування бандеровщины в обязанность граждан Украины, просто в спешке ни о чем не думали и дальше заголовка законопроект не прочитали. К сожалению, незнание депутатами истории не освободит Украину от ответственности за последствия принятия такого закона”, — отмечается в публикации.