Контракты с украинскими портами можно будет заключать по правилам концессии, что упростит привлечение инвестиций для развития портов, считают эксперты-юристы, принявшие участие в Круглом столе под эгидой Одесского морского торгового порта (ДП «ОМТП»).
- Такие возможности открывает Закон «О морских портах Украины» от 17 мая, который был подписан Президентом Украины 8 июня 2012 года.
- По мнению юриста, эксперта по международному и морскому праву Дениса Рабомизо, Закон изменил подход к определению «морского порта». «Морской порт» теперь определяется не как «государственное транспортное предприятие», а как «определенные пределами территория и акватория, оборудованные для обслуживания судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а также других связанных с этим видов хозяйственной деятельности».
- «Такое изменение свидетельствует о начале прекращения государственной монополии в морских портах, что нашло свое подтверждение и в других положениях закона», — считает эксперт.
- По мнению юриста, в Законе четко прослеживается разделение государственных функций и хозяйственной деятельности в морских портах. Так, с одной стороны Законом закрепляется, что в пределах морского порта функционируют субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживанием судов, пассажиров, грузов, и промышленные предприятия, основная продукция и/или сырье которых являются объектами экспортно-импортных операций.
- «С другой стороны, Законом предусмотрено создание в форме государственного предприятия администрации морского порта Украины, которая обеспечивает функционирование морских портов, содержание и использование объектов портовой инфраструктуры государственной формы собственности, выполнение других возложенных на нее задач непосредственно и через свои филиалы, образованные в каждом морском порту», — уточнил Д. Рабомизо.
- Закон регулирует и имущественные отношения в морском порту. Так, закреплены положения, согласно которым имущество, которое используется в портовой деятельности, может находиться в государственной, коммунальной и частной форме собственности. Отдельное и особое внимание в Законе уделяется вопросам приватизации объектов портовой инфраструктуры и частному инвестированию.
- Одним из нововведений является создание реестра морских портов Украины – электронной базы данных о всех морских портах Украины с информацией об этих портах и их деятельности. Предусмотрено, что доступ к такой базе будет свободный и бесплатный.
- В соответствии с Законом развитие портов будет проходить согласно утвержденной Стратегии развития морских портов Украины, в которую впишут краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы развития.
- Переходные положения к Закону устанавливают, что он вступит в силу только через 12 месяцев со дня его опубликования, за исключением пунктов 5 и 6 Переходных положений. В соответствии с этими пунктами Кабинет Министров Украины должен обеспечить, кроме всего прочего, инвентаризацию имущества морских портов и определить в каждом государственном предприятии — морском порту пообъектный перечень стратегических объектов портовой инфраструктуры и единые имущественные комплексы, которые могут быть выделены в отдельные предприятия и осуществлять полноценную хозяйственную деятельность.