Принятый в июне 2018 года украинским парламентом закон о Национальной безопасности расширит полномочия СБУ вопреки тому, что Запад просил эти полномочия урезать.
Об этом корреспонденту ГолосUA сообщил политолог Алексей Якубин.
«Это попытка пустить пыль в глаза Западу, а почему? Потому что уже до этого западные партнеры негативно высказывались о нормах этого закона. В первую очередь, относительного того, что касается вообще полномочий Президента в этой сфере. Во вторых, — тема усиления функций Службы безопасности Украины (СБУ). Этот закон расширяет функции СБУ», — говорит политолог.
А.Якубин уточнил, что вопреки ожиданиям Запада, парламентарии не только не сократили список полномочий сотрудников СБУ, но еще и сохранили работу отделов, которые выглядят лишними на фоне других силовых ведомств с аналогичными функциями.
«Этот закон сохраняет за СБУ те отделы, которые Запад на разных консультациях просил убрать. Например, отделы, связанные с экономическими преступлениями. У нас сейчас получается, что в Украине экономическими преступлениями занимается и НАБУ, и Специализированная антикоррупционная прокуратура, и отдел в Министерстве внутренних дел, и СБУ. Поэтому раньше поднимался вопрос, что нужно реформировать Службу безопасности таким образом, чтобы она занималась только разведкой или контрразведкой, ограничив функции СБУ. Но этот закон расширяет полномочия ведомства. Так что мы можем еще и со стороны Запада услышать критику этого закона», — подытожил политолог.
Напомним, 21 июня 2018 года Верховная Рада приняла закон № 8068 о национальной безопасности Украины. «За» проголосовали 248 народных депутатов. Согласно документу, расходы на оборонный сектор составляют не менее 5% от запланированного объема ВВП, причем как минимум 3% — на финансирование сил обороны. Предполагается, что сектор безопасности и обороны — система органов государственной власти, которая в том числе включает госорганы специального назначения с правоохранительными функциями.
Законопроект вводит гражданский контроль сектора безопасности и обороны. Гражданские высокопоставленные лица (президент, парламент, правительство и другие), а также общественность имеют право контролировать сферу обороны. В частности, на что направляются деньги. Исключение — только проекты с грифом «государственная тайна».