В начале декабря народные депутаты поддержали в первом чтении законопроект №7206 «Покупай украинское, плати украинцам», который вызвал широкую полемику в экспертной и чиновничьей среде, поскольку его положения, по мнению многих, фактически саботируют работу системы электронных публичных закупок ProZorro, а также подрывают дух здоровой конкуренции.
Суть проекта закона состоит в изменении правил проведения закупок товаров и услуг за государственные деньги через ввод такого понятия как «местная составляющая». Документ предусматривает вычленить в отдельную группу товары и услуги, торги по которым буду проходить по неценовым критериям, важнейший из которых — локализация производства. Так, вес критерия «местной составляющей» может находиться в границах 20-30% в тендерном предложении (т.е. в себестоимости товара должно быть 20-30% затрат, сделанных на территории Украины при производстве). Это означает, что национальный производитель получит гарантированную победу на торгах, даже в случае если его продукция или услуга будет на 43% дороже от предложения конкурента. Иными словами, тендер выиграет не участник с наиболее низкой ценой, а предложение, которое имеет документально подтвержденную национальную составляющую.
Таким образом, по мнению авторов законопроекта, будет стимулироваться украинская промышленность и предпринимательство.
В то же время экономист Всеволод Степанюк, комментируя положение о «местной составляющей», заявил, что этого мало для поддержки украинских компаний с высокой степенью локализации производства.
«Это фактически перепродажа импортного товара под видом украинского. К этим пропорциям есть очень серьезные замечания. Эта составляющая должна быть не менее 50%, тогда в этом есть смысл», — подытожил эксперт.
Как бы там ни было, законопроект №7206, который подготовила группа из 31-го депутата во главе с Олегом Ляшко и Виктором Галасюком (фракция РПЛ), уже нашла одобрение у премьер-министра Владимира Гройсмана.
«Подчеркиваю, что прямых преимуществ в системе Prozorro не предусмотрено, и это является большой проблемой, поскольку я считаю, что продукция, которая создана у нас на территории, должна получать при равных качественных показателях преимущество», – заявил глава правительства.
А вот в подчиненном ему Министерстве торговли и экономического развития (МЭРТ) раскритиковали инициативу, заявив, что документа противоречит Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом. Против принятия закона в частности выступил замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов, указав, что документ несет большие коррупционные риски и налагает дополнительные затраты на бюджет.
В свою очередь один из инициаторов проекта закона «Покупай украинское, плати украинцам» народный депутат Виктор Галасюк, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленности и предпринимательства, отвечая на критику МЭРТ, заявил следующее: «Безусловно, законопроект «Покупай украинское, плати украинцам» отвечает национальным экономическим интересам, и не только не разрушает, но и усиливает систему «ProZorro». Это очень важный закон, потому что он позволит десятки миллиардов гривен наших с вами налогов, которые сегодня работают на экономику других стран, переориентировать на внутренних производителей – это значит сохранить рабочие места, преодолеть безработицу, сократить импорт почти на 5% при государственных закупках. Это позволит укрепить курс гривны, сдержать инфляцию».
Законопроект также поддержали Федерация работодателей Украины, Украинский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Украины, Совет предпринимателей при Кабинете министров Украины и Украинская ассоциация производителей. Представители объединений в своем коллективном заявлении подчеркнули, что благодаря законопроекту «усовершенствуется процедура оценки тендерных предложений». Это сделает, по мнению объединений, невозможными случаи искусственного преимущества импортным товарам и дискриминации отечественных производителей.
Вместе с тем, эксперты нашли спорные моменты в документе. Так, представители Центра усовершенствования закупок при Киевской школе экономики, которые провели анализ законопроекта, заявили, что, во-первых, существует угроза попадания в список товаров и услуг, торги по которым будут проводиться по неценовому критерию, продукции от производителей, имеющих влияние на Кабинет Министров. Этот «отдельный» перечень товаров и услуг, надо отметить, будет принят позже.
Во-вторых, законопроект вполне адекватно увеличит затраты бюджета, ведь, как указывалось выше, он создает условия, при которых стоимость закупок «отдельных» товаров или услуг возрастает на 43%.
В-третьих, документ усложняет тендерный процесс всевозможными справками, которые необходимо будет представить участнику торгов, чтобы потвердеть «местную составляющую» предмета закупки. И тут, конечно, возникает перспектива для коррупционных действий.
В-четвертых, по мнению экспертов, из-за высокого уровня бюрократизации малый и средний бизнес будет фактически отстранен от нового формата торгов, поскольку он не располагает необходимыми канцелярскими «мощностями», а точнее полноценными юридическими и финансовыми департаментами.
В-пятых, нормы документа лишат «тендерной самореализации» посредников украинской продукции, так как законопроект создает преимущества именно для местных производителей, а не дистрибьюторов.
Также принятие документа может повлечь негативную реакцию и ответные меры у наших зарубежных партнеров, ведь нормы законопроекта, как отмечалось выше, нарушают Соглашение об ассоциации Украина-ЕС и Соглашение ВТО о государственных закупках, где постулируется взаимовыгодное открытие рынков публичных закупок всеми участниками соглашения.
Наконец условия, которые создаст закон, просто сделают неинтересными торги для иностранных товаропроизводителей.