Вводя в Украине квоты по обучению на языках нацменьшинств, граждан Украины разделяют на людей 20%-ных и 40%-ных.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил политолог Руслан Бортник.
Законопроект «О полном общем среднем образовании» устанавливает квоты, то есть, определенные ограничения по обучению на разных языках национальных меньшинств, граждан Украины разделяют на людей 20%-ных и 40%-ных, заявил политолог.
«Я считаю этот закон (законопроект «О полном общем среднем образовании». – Ред.) попыткой политического маневра – попытка смягчить критику со стороны Венгрии и Румынии после принятия закона об образовании. При этом появились квоты 40% и 20%. Сегодня венгры и румыны имеют возможность 100%-но обучаться на родном языке, а по новому законопроекту они получают только 40%. Для остальных национальных меньшинств, например, русскоязычных, аналогичная квота составит только 20%. При этом есть квота — 80% возможность обучения на языках Европейского Союза — до 5 класса можно будет учиться. Таким образом граждан Украины с украинским паспортом разделяют на людей 20%-ных и 40%-ных», — подчеркнул Р. Бортник.
По мнению политолога, это не политический вопрос. Обучение на неродном языке ухудшает интеллектуальные возможности человека, утверждают в ООН. Это одно из важнейших прав человека.
«Нам надо говорить о людях, которые имеют право говорить на родном языке. Наша власть не работает, допустим, с той же венгерской диаспорой. Проблема украинского МИДа в том, что оно не работает с общинами в части сохранения национальной идентичности. Например, даже если 10 венгров напишут заявление о желании обучаться на родном языке, то они будут обучаться на родном языке. В России 2 млн украинцев, а украинских школ нет, потому что нет желающих обучаться. Также нет для этого усилий со стороны украинской власти. Есть только риторика и демагогия», — подчеркнул Р. Бортник.
Политолог заявил, что в этом законопроекте есть дискриминация – есть разделение на категорию ЕС и другие категории. Это подход грубо нарушает Конституцию Украины, он противоречит положению Основного закона о дискриминации. Это законодательство может быть оспорено в Конституционным суде, поскольку оно далеко от правового.
Напомним, законопроектом предусматривается, что для нацменьшинств, чьим языком является один из языков Евросоюза (на сегодня в Европейском союзе насчитывается 23 официальных языка: английский, болгарский, венгерский, голландский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латвийский, литовский, мальтийский, немецкий, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский и эстонский), квота на родной язык в старшей школе составит до 40%. Таким образом, например, в старшей школе, венгры и румыны смогут изучать на родном языке 40% предметов, а русские, которых в стране гораздо больше (а русскоязычных – еще больше) – только 20%. Послабление будет сделано лишь для начальной школы, где на родном языке для всех нацменьшинств будут преподавать 80% предметов.