Законопроект 7206, принятый в 2017 году Верховной Радой Украины в первом чтении и призванный стимулировать отечественное производство товаров, навряд ли выполнит эту задачу.
Такое мнение корреспонденту ГолосUA выразил эксперт Офиса эффективного регулирования Мирослав Лаба.
«Я думаю, проблема (описанная в законопроекте) и ее решение не совсем обоснованы. В первую очередь, стоит изучить статистику о структуре закупок, – сколько за госсредства покупается украинских товаров, сколько импортных, что это за товары, есть ли качественная замена этим товарам на отечественном рынке. Мобильный телефон, компьютер, автомобиль наши производители не выпускают вообще, а по другим товарным позициям качество отечественных товаров оставляет желать лучшего. Также стоит знать о возможных уловках предпринимателей, когда, например, на китайский товар клеится надпись «Сделано в Украине». Как потом доказать, что это Китай?», — сказал он.
В то же время, говорит эксперт, при существующей системе госзакупок через онлайн-торги Prozorro ключевым параметром для определения победителя является цена, а не производитель товара.
«Есть много статей о системе Prozorro, ее полезности, а также и о методах, которые позволяют лоббировать ту или иную закупку, и, я так понимаю, что фирма, закупающая товар, может выписать технические требования так, чтобы победителем стал или свой, или зарубежный производитель. Поэтому я не вижу большой проблемы, если мы хотим покупать украинское, и на рынке есть товар соответствующего качества, мы всегда можем его купить и без соответствующего законопроекта», — добавил М.Лаба.
Эксперт добавил: рынок качественной продукции в Украине появится тогда, когда появится здоровая конкуренция за потребителя.
«У нас есть определенный конкурентный рынок, – производство мебели, допустим. Но если у нас только один завод, который выпускает пожарные машины, то тогда закрьівать границу и говорить, что мы покупаем только украинское, а на рынке только одно предприятие – монополист, то, наверное, это неправильно. Мы можем говорить о наличии рынка, только если есть несколько производителей, которые конкурируют и улучшают качество товара. А если производитель один и он монополист, то ему нет смысла думать об улучшении качества товара», — подытожил эксперт.
Напомним, Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект № 7206 "Покупай украинское, плати украинцам!", что вводит для специализированных предметов государственных закупок обязательный учет критерия местной составляющей с весом не менее 20% в структуре приведенной цены.
На практике это означает, что на 100% украинский товар (зарплата, сырье, материалы, компоненты, энергия, кредиты и т.д.) будет иметь 25% ценовое преимущество перед такими же, но на 100% импортными товарами, которые не содержат ни одной украинской составляющей. Как отмечается, это даст около 1,1 процентного пункта к росту ВВП, сократит безработицу на 0,4 п.п. и импорт на 4,4 п.п., что положительно отразится на торговом балансе, промышленном производстве и доходах украинцев, говорится в пояснительной записке. Местная составляющая будет рассчитываться за уровень ресурсной локализации (насколько товар имеет украинскую составляющую в себестоимости) согласно четкой и прозрачной формуле, установленной в законе, по методике, которую утвердит КМУ.