На сегодняшний день, «дорожная карта» развития ПАО «Укрзализныця» не несет в себе какой-то конкретики или четкого экономического обоснования.
Такую точку зрения в комментарии корреспонденту ГолосUA высказал эксперт Виктор Медвидь.
«Пока я не увидел какие-то интересные проекты, которые имеют четкое экономическое обоснование. У нас нет конкретики, а только абстракция. К примеру, большое количество железнодорожных вагонов находится в лизинге у частных компаний, которые осуществляют перевозки, но при этом платят копейки УЖД. Если были бы конкретные пункты, как они станут работать с таким явлением, и последующие цифры доходности, то можно говорить о серьезности документа. Пока я слышу общие обещания на уровне министра инфраструктуры и главы «Укрзализныци» Войцеха Балчуна», — подчеркнул В. Медвидь.
Кроме того, эксперт прокомментировал отдельные пункты, представленной руководством «Укрзализныци» «дорожной карты» развития предприятия.
«На данный момент в УЖД рассматривают финансирование со стороны ЕБРР и из других внешних источников. Если говорить о привлечении внутренних инвестиций в объеме 1 миллиарда долларов, то в принципе это реально. Но нужно учитывать, что это можно сделать при увеличении стоимости транспортных перевозок на железных дорогах, ведь они самые рентабельные. И, исходя из «дорожной карты», заявленной руководством УЖД, я так понимаю, они собираются увеличить тариф, и за счет этого увеличить доходность», — отметил В. Медвидь.
Кроме того, эксперт добавил, что финансовая стабильность в объеме 300-500 миллионов долларов, заявленная В. Балчуном, на «Укрзализныце», будет возможна при условии погашения валютных кредитов компании.
«Убыточные финансовые показатели за 2016 год в основном являются следствием валютных кредитов. Кредиты брались в долларах при одном курсе, а сейчас их отдает по более высокому. Валюту ведь нужно покупать. Если дорогие кредиты будут закрыты, то «автоматом» УЖД получает дополнительные 15 миллиардов гривен, что в перерасчете на доллары получается на сумму в 300-500 миллионов», — констатировал В. Медвидь.
Также эксперт акцентировал внимание на словах руководителя «Укрзализныци» относительно борьбы с коррупцией на предприятии. По его мнению, снижение коррупционной составляющей возможно, но при условии, что будут убраны подставные компании, обслуживающие железнодорожные составы с увеличением стоимости работ.
«Если это будет сделано, то экономия налицо, а это 2-3 миллиарда гривен. Но при этом, стоит отметить, что с таких финансовых потоков идут откаты на государственные органы: правительство, АП, парламент и профильные комитеты. Обычно все имеют предприятия «на откорм». Если их убрать, то эффективность обеспечена», — резюмировал В. Медвидь.
Напомним, ранее ПАО «Укрзализныця» представила план дальнейшего развития. Глава УЖД Войцех Балчун уверен, что главная задача — это борьба с коррупцией.