1 мая – один из немногих праздников в современной истории человечества, который не имеет ни религиозных, ни исключительно национальных корней и основан на совместной борьбе рабочих за свои права в условиях дикого капитализма конца 19–начала 20 века. До сих пор этот праздник отмечается почти в 70 странах мира и на данный момент, к сожалению, скорее является символом героического прошлого прадедов, чем днем торжества рабочего движения по защите своих прав. Однако именно сейчас, в разгар кризиса, уроки прадедов могут быть очень актуальны для нашего общества и именно они могут стать основой для противодействия тем неолиберальным реформам, которые сегодня отбрасывают Украину в далекое прошлое, даже не в дикий капитализм 19-го века, а в феодализм века 17-го.
История
Свое начало празднование 1 мая берет, как ни странно и удивительно это сейчас осознавать, в США, где в далеком 1884 году Американская федерация профсоюзов приняла резолюцию об установлении с 1 мая 1886 года восьмичасового рабочего дня, решив добиваться ее признания всеобщей забастовкой.
В назначенный день 1 мая 1886 года в США бастовали 350 тыс. человек, что позволило добиться снижения времени работы с 12 до 9–10 часов, а в отдельных случаях – до требуемых 8 часов. Наиболее массовые выступления в этот день прошли в Чикаго.
В декабре 1888 года съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая днем общенационального выступления за права рабочих. А в июле 1889 года к профсоюзной деятельности добавилась и политическая составляющая – конгресс II Интернационала постановил ежегодно праздновать 1 мая как День международной солидарности трудящихся.
Впервые этот день как праздник, отмечался в1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах. В Российской Империи также в 1890 году была организована первомайская стачка 10 тыс. рабочих, а на следующий год в Санкт-Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями.
После Февральской революции в 1917 году Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!».
В СССР – 1 мая был официальным государственным праздником. Да и сейчас в СНГ он продолжает быть праздничным днем в большинстве независимых государств, образовавшихся после распада СССР.
Доктрина шока для Украины
Прошло уже 20 лет с тех пор, как Украина неожиданно для себя получила независимость. И все эти годы страна планомерно и целеустремленно уничтожается с помощью собственной компрадорской элиты, пришедшей на смену партноменклатуре советских времен. Украинская элита в полной мере выполняла директивы Милтона Фридмана – выдающегося идеолога неолиберализма, который считал, что государству вполне достаточно содержать армию и полицию, а все остальное – можно отдать в частные руки и будь что будет.
Именно Фридман сформулировал идею о том, что кризис помогает управлять, потому как люди не способны думать в период кризиса и им можно абсолютно спокойно и очень быстро навязать все что угодно. Если кризиса нет – его стоит придумать, для этого есть СМИ, которые быстро и в доступной форме расскажу обывателю о том, что ему положено знать. А для того, чтобы обыватель поверил в любую ложь – он должен быть тупым и необразованным. Именно на это и должна быть ориентирована система всеобщего образования. Милтон Фридман говорил: «Только кризис, подлинный или воображаемый, ведет к реальным переменам. Когда кризис действия людей зависят от их представлений. И в этом, полагаю, заключается наша главная функция: создавать альтернативы существующим стратегиям, поддерживать их жизнеспособность и доступность до тех пор, пока политически невозможное не станет политически неизбежным».
Впервые, наработки Фридмана были реализованы в полном объеме в Чили, при диктатуре А.Пиночета. Некоторый временный экономический подъем сопровождался полным уничтожением рабочего движения, социальных прав, гражданских свобод и распродажей ресурсов страны иностранным собственникам. Спустя практически два десятилетия такая стратегия потерпела крах, особенно ярко выразившийся в разрушении пенсионной системы Чили.
Примерно те же рецепты были предложены и для Украины. В результате чего сейчас в нашей стране более, чем наполовину от уровня 90-ых годов прошлого века уничтожено производство, полностью разрушена система профессионально-технического образования, последовательно убивается система среднего и высшего образования. На очереди – пенсионная система, система здравоохранения, система социального обеспечения. Армия практически полностью приведена в небоеспособное состояние. Целенаправленно поддерживается и состояние перманентного экономического кризиса, в результате которого перед большинством украинцев стоит первоочередная задача – выжить, что делает их достаточно податливыми к всевозможным популистским обманам со стороны политиков за счет снижения критического восприятия реальности. Именно в таких условиях власти собираются проводить очередные неолиберальные реформы.
Неолиберальные реформы
Мировой кризис, во время которого мы сейчас живем, совершенно неправильно называют «финансовым» и, тем самым, пытаются отвлечь внимание людей от его действительных причин – последствий политики неолиберальных реформ. Со страниц газет, экранов телевизоров, и мониторов персональных компьютеров СМИ изо дня в день выбрасывают в информ-поле потоки лжи и дезинформации, которую пытаются представить как реальность. Причины и последствия различны событий регулярно тасуют в угоду политической конъюнктуре. Панацеей от всех бед в хотят представить сокращение социальных расходов и увеличение налоговой нагрузки на работающих. А что же происходило в реальности в последние годы? Почему себестоимость продукции снижалась, зарплаты увеличивались, а инфляция росла такими темпами, что на полученные деньги можно было купить все меньше и меньше? А вот что.
Рост доходов населения вел к увеличению спроса, но не это стало причиной инфляционной беды. Классическое либеральное объяснение было лишь идеологическим прикрытием повсеместно проводимой политики. Повышение спроса приводило к увеличению предложения, стремлению производителей уменьшить себестоимость и нарастить прибыль. Причина инфляции крылась в заинтересованности государства так осуществлять денежную политику, чтобы в интересах бизнеса подрывать растущие доходы наемных работников. При преимущественной ориентации периферийных экономик на внешние рынки такой курс выглядел особенно выгодным. Однако он проводился даже в ЕС, где введение евро стало колоссальной операцией по обваливанию реальных доходов населения. В Украине же печатный станок не останавливался ни на миг, так как постоянные выборы требовали перманентного денежного потока.
Эмиссионная политика одновременно обеспечивала перераспределение доходов в пользу государства. От него средства попадали в частный сектор, подпитывая большой бизнес. Граждане же постоянно слышали от чиновников одну и ту же легенду: государство слишком много тратит на социальные нужды и должно экономить. Неолиберальные экономисты обосновывают это техническими данными национальной задолженности или бюджетными дефицитами. Все эти аргументы в пользу «обычного решения естественных проблем» не более чем защита совсем не технической, а классовой неолиберальной финансово-экономической политики. Государство может экономить и тратить по-разному, но оно экономит и тратит в пользу корпоративных кругов. Твердых денег нет не потому, что они невозможны. Просто это не выгодно олигархам и компрадорам. Но в таком развитии событий виноваты не только они.
Мы стали пассивными. Значительная часть активного населения Украины уехала искать счастья за рубеж. Реально на сегодня в Украине есть 14 млн пенсионеров, несколько миллионов инвалидов, плюс порядка 10 млн детей и… учитывая огромное количество иммигрантов, в стране реально около 5–7 млн населения, способного на активные действия. Но они заняты постоянной борьбой за выживание как с чиновниками так и между собой. Принцип divide et imperia срабатывает снова и снова… и противостоять ему может только объединение и кооперация. Но это понимают очень немногие. Вирус «оголтелого индивидуализма» продолжает насаждаться всеми доступными способами, а конкуренция провозглашается «двигателем общественного прогресса» и «одной из основных демократических ценностей». При этом как-то предпочитается скромно умалчивать о том, что пресловутая Афинская демократия была возможна только при наличии большого количества рабов, труд которых и позволял гражданам Афин быть «демократами».
Будущее надо создавать своими руками
Мы живем в быстро меняющемся мире и зачастую не успеваем за происходящими изменениями. Все чаще вместо того, чтобы остановиться и задаться вопросом «что делать?», мы пользуемся готовыми рецептами и ищем уже готовые ответы на вопрос «как делать?» для достижения целей, придуманных за нас и для нас.
Наши предки творили историю, мы ее благополучно проели, забыли. Что мы оставим своим детям и внукам? Смогут ли они гордиться нами так же, как мы гордимся подвигами наших дедов?.. Для того, чтобы мы могли надеяться на утвердительный ответ, нам нужно сделать что-то подобное на то, что делали они, но на новом этапе. Не повторяя их, а делая новое, свое, но помня о том, что такой исторический опыт уже был. Сегодня нужно бороться с тотальной апатией, которой заражено наше общество, а побороть ее можно только действиями.
Действия эти давно известны и понятны. Они апробированы временем и доказали свою эффективность. Нужно формировать принципиально новые структуры и политические организации. Понимая, что наше государство в исходящем тренде ближайшие несколько лет будет только разрушаться, наша основная задача сегодня в том, чтобы формировать структуры «подхвата» власти на принципах справедливости. Ведь отчего разрушается сегодняшняя система? Это происходит, поскольку людей не видят в ней способности справедливо распределять риски: олигархи твердят о том, что нужно ужиматься и «затягивать пояса», а сами за время кризиса увеличили свое состояние в несколько раз, тогда как основная масса населения стала беднее. Причем это происходит не только в Украине, но и во всем так называемом «цивилизованном мире».
Многие методы борьбы сейчас стали неэффективны в силу глобализационных процессов и низкого уровня самосознания людей. Европу и США просто захлестнул вирус «толерантности», который вытравливает из сознания народа потребность активно бороться за свои права и убивать врагов, ради того, чтобы выживать самим. Массовые протесты, как средство борьбы, были успешны в 19-20 веках и мало приемлемы сейчас. В первую очередь потому, что ранее они несли непосредственную угрозу собственности и жизни капиталиста и его семьи. В процессе забастовки мог быть разрушен завод, дом, поместье, убита семья и сам капиталист. Эти угрозы были реальны, и именно они служили эффективным инструментов влияния и помогали достичь позитивного для рабочих исхода переговоров.
Сейчас, когда права собственности у олигархов распределены между множеством различных подставных компаний и зачастую вообще неизвестно, кто чем владеет в реальности, когда управлять бизнесом можно находясь в любой точке земного шара, а непосредственный директор завода – это точно такой же наемный рабочий, как и слесарь или токарь. Изменить ситуацию может лишь политическая борьба, в результате которой, придя к власти, рабочая партия лишит олигархов права собственности или поставит их в такие условия, когда единственной альтернативой ее потери будет справедливое распределение прибавочной стоимости.
Время локальных побед и инструментов для их реализации закончилось. Стачки, забастовки и демонстрации – это способы реализации политики вчерашнего дня. Они хороши и сейчас, для мобилизации, к примеру, но рассчитывать на какой-то долговременный успех от их проведения нельзя. Только прямой контроль над властью посредством правящей партии может изменить ситуацию. Но для этого нужен не только высокий уровень грамотности и ответственности за собственной будущее, но и понимание простой истины, выраженной в напутствиях двух антагонистов: создателей «Интернационала» и Отто фон Бисмарка. «Никто не даст нам избавленья, ни царь, ни бог и ни герой» и «Не воображайте, что неучастие в политике сможет уберечь вас от ее последствий».
Цель, грамотность, ответственность, готовность к действиям, желание и умение работать в команде, самопожертвование и уничтожение врагов. Все это работает только вместе. Если из системы выпадет хоть один элемент – она не работает. Про оголтелый индивидуализм, непрерывный рост потребления и надежды на то, что все образуется само собой следует забыть. Дать результат могут только активная позиция, кооперация и планомерная работа.