Проезд в столичных маршрутках будет дорожать, предупреждают частные перевозчики, отмечая, что это вызвано сокращением пассажиропотока и, как следствие, падением прибыли. Они признаются, что в отсутствии государственной поддержки единственный способ компенсировать потери – это повысить стоимость проезда.
У перевозчиков не самые лучшие времена: из-за карантинных мер, введенных для противодействия Covid-19, был изменен режим работы общественного транспорта, включая маршрутки. Правила предписывают ограниченную загрузку салона, исходя из числа сидячих мест. Наряду с этим сами пассажиры стали осмотрительнее и воздерживаются от активного использования общественного транспорта.
В этих условиях снизился пассажиропоток и примерно наполовину упала выручка, говорят перевозчики, добавляя, что нужно пересматривать тариф в сторону повышения, иначе транспортные компании просто потонут.
Собственно, подорожание уже происходит. Ранее, в декабре, на некоторых «коротких» маршрутах в Киеве стоимость проезда выросла с 5 до 6-8 гривен.
«Есть отдельные маршруты с малым плечом, где перевозчики исходили из себестоимости и брали за проезд ниже 8 гривен. Таких «коротких» маршрутов по городу около 15. На сегодня пассажиропоток в маршрутках упал на 40 %, у транспортных компаний возникли финансовые проблемы. Перевозчики, которые имеют «короткие» маршруты, решили выровнять цены до 8 гривен, как на обычных маршрутах», – объясняет представитель Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Владимир Назаренко.
При этом в обычных маршрутках тариф может взлететь с привычных 8 гривен до 10-12 гривен.
«На данный момент должно быть (подорожание проезда. – Прим. Ред.) минимум до 12 гривен. С 1 января минимальная зарплата выросла до 6 тысяч, плюс налоги, топливо вернулось к своему ценовому пику», – уточняет Владимир Назаренко, добавляя, что в вопросе тарифа учитывается маршрут и его загрузка.
Несколько транспортных компаний, предоставляющих услуги маршрутного такси в Киеве, анонсируют подорожание проезда уже в первом квартале.
«Звучат разные цифры — от 10 до 12 гривен (за проезд в маршрутке. – Прим. Ред.). Объясняется со стороны перевозчиков это достаточно просто — есть реальное уменьшение пассажиропотока на маршрутах. Другая история — в январе увеличивается минимальная заработная плата, это будет сказываться на стоимости проезда. Однако в январе мы точно такого повышения еще не ожидаем», — сказал заместитель городского председателя, секретарь Киевсовета Владимир Бондаренко в эфире одного телеканала.
Напомним, последний раз проезд в столице дорожал летом 2018 года. Тогда тариф на коммунальном транспорте вырос вдвое — до 8 гривен. Городские власти объясняли, что доведение стоимости проезда «до экономически обоснованного уровня» связано с подорожанием электроэнергии, топлива и расходных материалов.
Вслед за коммунальным транспортом тарифы откорректировали и частные перевозчики. В «докарантинные» времена парк столичных частных маршруток насчитывал около 4 тыс. единиц, а дневная выручка с одной машины составляла от 5 тыс. гривен, однако карантин все изменил.
Эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов говорит, что, несмотря на ограничительные меры, у частных перевозчиков не все так плохо.
Он напоминает, что столичная сфера частных наземных перевозок основана на системе неофициальных поборов, когда неучтенные средства оседают на «верхах».
Сейчас пассажиропоток просел, ужесточились условия работы, и все равно перевозчики работают. Значит, им это выгодно. У меня есть подозрение, что был сговор между руководством города и перевозчиками. Была команда — надо выходить на маршруты. Но кто-то за эти сидячие места (за недозагрузку салона. – Прим. Ред.) должен заплатить. Есть подозрение, что с перевозчиков сняли неформальные платежи. Иначе, кто себе в убыток будет работать», – сказал он.
Что касается подорожания проезда на коммунальном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус и метро), который является дотационным, то пока городские власти отрицают такой сценарий.
«В первом квартале не ожидается повышения стоимости проезда для общественного транспорта. В том бюджете, который Киевсовет принял на 2021 год, у нас на первый квартал заложена определенная компенсация для двух перевозчиков — это «Киевпастранс» и «Киевский метрополитен», который позволяет пока не говорить о повышении тарифа. Вместе с тем, экономические предпосылки также для этого есть », — рассказал заместитель председателя правительства, секретарь Киевсовета Владимир Бондаренко в эфире одного телеканала.