Новый год к нам мчится, скоро все случится. Ждать уже недолго, скоро будет елка. А вот что будет на елке, под елкой и на столе у простых киевлян в волшебную ночь, когда в наши двери постучится 2018 год, — это по-прежнему насущный вопрос каждого. Ведь что бы ни случилось в прошлом году, Новый год – это всегда надежда и вера в лучшее. Потому что всем хочется верить в добро, радость и сказку, и ощутить запах живой ели родом из детства. Об этом говорят они сами, случайно встреченные корреспондентом ГолосUA киевляне.
На улице Ялтинской из специальной пристройки к дому выглядывала консьержка. Делать было нечего, и она с радостью рассказала о том, как встретит Новый год. «В этом году мы впервые будем накрывать стол без оливье. Сын полюбил «греческий» салат, вот он и будет во главе стола. Поджарю биточки, испеку торт. Во всем остальном – как и в последние годы. Это традиция, хочется Новый год хорошо встретить. Хотя пенсия у меня небольшая, добавили 850 грн. Я уже 20 лет на пенсии. Чтобы выжить – работаю консьержем», — сказала собеседница, и с радостью сфотографировалась.
На остановке общественного транспорта было многолюдно. В основном стояли пенсионеры – поджидали трамвай. Подошла к дедуле с мечтательным выражением лица. «На Новый год самое важное – еда. Ее много не бывает. В нашей семье готовят основательно. В «стол» вкладываем немало финансов. Но это ведь большой праздник. Дети придут, внуки…», — объяснил дедушка, и мы попрощались, так как на горизонте появился трамвай.
Так внезапно на остановке я осталась одна. Постучала в окошко в киоск. «Ой, зачем вы спрашиваете? Не сыпьте мне соль на рану. Я работаю и 31-го декабря, и 1-го января. Поэтому праздновать не буду. Да и вообще, я уже давно убедилась в том, что от того, как встретишь Новый год – ничего не меняется. От сытого стола лучше жить не становится. Вот чего я действительно жду – так это Рождества. И хочу пожелать всем простым украинцам, именно простым людям, торговцам, как и я, больше возможностей в Новом году. Чтобы была работа, а то живем в постоянном страхе, что нас снесут. Нас гнобят, и давят со всех сторон. Вот простым людям желаю добра!», — такими мыслями поделилась со мной продавец киоска.
По тихой улице Российской так же тихо, шла худенькая, аккуратно одетая женщина лет 70. «Какой Новый год? Куда мне праздновать? Новый год – это праздник богатых. Они накрывают столы… А я? Я уже давно ничего не праздную. Мужа нет. Дети живут отдельно. К пенсии добавили 130 гривен. Много можно купить на эти деньги? Поэтому просто лягу спать», — высказалась она.
На Харьковском шоссе коренастый дядя лет 50-ти продавал елки. Работы хватало. Пока рассматривала елки, мысленно выстраивая разговор, образовалась очередь, и я переключилась на покупателей. Продавец как раз провожал в далекий путь очередное новогоднее дерево, а я разговорилась с его покупательницей – женщине по виду лет 40. «Елка для ребенка имеет огромное значение. Мы каждый год покупаем именно живой символ этого праздника. В основном все торжества готовятся для ребенка. А вот стол накроем символически. Вернее, только тем, что сразу съедим. Наготавливать, как в былые времена, не буду — продукты дорогие, все съесть не получается, потом только выбрасываем», — откровенно сказала покупательница елки.
На противоположной стороне улицы зазывала граждан купить свежесвязанные букеты из елочных веток женщина лет 60. В момент моего появления в торговом процессе образовалась пауза, и мы перекинулись несколькими фразами. «Люди покупают елки, как обычно – я несколько лет продаю их, и ажиотаж присутствует всегда. Живой запах ели в квартире создает праздничную атмосферу. Что касается меня, то в этом году у нас не будет большого стола. Всего понемножку приготовим, в меру скромно. Но так, как некогда – гости к нам, всю ночь гуляли – такого уже давно нет. Продукты слишком поднялись в цене. Но отпразднуем обязательно. Мы все праздники отмечаем – и Рождество, и Старый Новый год — как бы сложно не было. Это же часть жизни», — подчеркнула продавец елок.
Возле магазинов крутилась молодая мамочка с малышом в коляске: «У нас Новый год теперь уже будет другим – вот, родился ребенок, будем стараться как можно меньше шуметь. В остальном – как обычно: елка, подарки, вкусный стол, обязательно оливье, и какое-то новое блюдо. Это наша семейная традиция – что-то новое готовить», — рассказала мне словоохотливая киевлянка.
Возле колбасного киоска на том же Харьковском шоссе толпились пенсионеры. По всей видимости, в этом месте есть дешевая продукция.
«Я живу с дочерью. Она часто болеет, поэтому работает на полставки и получает 1400 гривен. У меня пенсия 1780 гривен. Мне повысили ее на фантастические 170 гривен. За коммуналку в этом месяце я оплатила 900 гривен. А теперь считайте – много ли нам денег остается на питание? Приготовим обычную еду, а для ощущения праздника – будем ее кушать из красивого сервиза, который когда-то нам подарили», — разоткровенничалась со мной одна бабушка из очереди в «колбасный».
«А я буду праздновать. А как же, это же Новый год! Уже три года мы с детьми и внуками едем на Крещатик, там ждем Нового года, бьют куранты, и мы отправляемся домой. Такси нам не по карману, вот пока метро ездит – гуляем. На Крещатике цены очень высокие, там ничего не покупаем. Потом приходим среди ночи, и садимся за стол кушать. И сидим до утра, телевизор смотрим», — сообщила женщина лет 60-ти, которая, заслышав интересную для себя тему, сама решила принять участие в дискуссии.
На город опускался вечер. В магазинчике канцелярии серьёзный мужчина выбирал себе ежедневник на 2018 год. Не мог определится, синий или коричневый, но в последний момент остановился на черном, улыбнулся, пожелал всем счастливых праздников, и удалился, предоставив мне возможность поговорить с продавцом.
«У нас очень большая семья. Поэтому еды нужно много, и готовимся заранее. К сожалению, я работаю и 31-го и 1-го, это огорчает. Но ничего, присоединюсь к родственникам после работы. Мы верим в то, что как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому читаем гороскопы и советы астрологов, в чем и как праздновать, что кушать за столом и т.п. Елка живая – тоже обязательный атрибут в нашем доме. Но самое главное – все должны быть в хорошем настроении», — радостно сказала продавец.