На прошлой и начале этой недели западные СМИ всецело сконцентрировались на теме Чернобыля, анализируя аварию и ее последствия. /> Французская «Paris-Match» провела параллели межу аварией на японской «Фукусиме» и ЧАЕС, отметив, что в отличие от Чернобыля, в Японии сумели ограничить риски.
"Согласно данным замеров радиации в районе АЭС "Фукусима-1", радиоактивные выбросы там в десять раз слабее, чем после чернобыльской аварии. Что касается последствий, то мы уже можем выделить существенные отличия между двумя катастрофами. Эпидемия рака щитовидной железы коснулась детей младше 18 лет в наиболее пострадавших районах Белоруссии, России и Украины. Многие из них уже умерли. В Чернобыле реактор, не оснащенный защитной оболочкой, взорвался, когда люди спали. В Японии было введено чрезвычайное положение, населению выдавался йод в таблетках. Выброс радиоактивных частиц произошел не сразу, отсюда — эффективное предупреждение", — отметила газета.
Немецкое издание «Tagesspiegel» обратило внимание на серьезнейшие психологические и социальные последствия чернобыльской катастрофы.
В результате чернобыльской катастрофы вырос не только уровень онкологических заболеваний. Более 300 тыс. человек были переселены, миллионы живут в страхе перед радиацией и страдали или продолжают страдать от психических и психосоматических расстройств, которые нередко приводят к самоубийствам. "Авария действительно стала огромным психологическим ударом и поэтому нельзя не учитывать ее серьезнейшие психологические и социальные последствия", — отмечает издание.
Другое немецкое издание «SPIEGEL ONLINE» опубликовало мнение представителя «Greenpeace» Тобиаса Мюнхмейера, который убежден, что Украину нельзя оставлять один на один с последствиями Чернобыля
"По оценкам специалистов, угроза, исходящая от Чернобыльской АЭС, до сих пор высока: 95% радиоактивного топлива после взрыва осталось в руинах реактора. В ближайшие десятилетия оно должно быть помещено в специальные хранилища, однако нигде на Земле нет хранилищ для подобного рода отходов. Помимо этого опасность представляют собой и подвергшаяся облучению техника, брошенная в наспех вырытых ямах, и стройматериалы", — пишет Мюнхеймер, настаивая на том, что новый саркофаг необходим, несмотря на его высокую стоимость.
Мюнхеймер также подчеркивает, что Чернобыльская авария была катастрофой европейского масштаба, которая затронула всех без исключения: "И если говорить о единой Европе, мы не должны оставлять Украину один на один с ее проблемой. Мы должны помочь ей построить новый саркофаг", — настаивает эксперт.
В той же статье Мюнхеймер оценил киевскую конференцию по Чернобылю – как парадоксальную.
По словам эксперта, на конференции в Киеве, с одной стороны, международное сообщество собирает деньги на новый саркофаг, с другой — на непосредственную причину катастрофы, ядерную энергетику, оно закрывает глаза. Так, вторая часть конференции памяти Чернобыля была полностью посвящена будущему ядерной энергии.
"Мир тратит сотни миллионов евро на устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и в то же время Киев планирует расширять атомную промышленность. Это звучит абсурдно ведь необходимо извлекать уроки из подобных трагедий и сегодня, когда через 25 лет после одной трагедии случилась другая — авария на "Фукусиме-1", стоит задуматься, сколько еще "чернобылей" может позволить себе мир?" — вопрошает Мюнхмейер.
Немецкое издание «Frankfurter Rundschau» в своей статье, посвященной Чернобылю, усомнилось можно ли доверить украинскому президенту деньги на саркофаг, если он не может даже извлечь уроки из чернобыльской катастрофы.
"Безусловно, Чернобыль остается серьезной проблемой для мировой общественности и поэтому можно только приветствовать решение международного сообщества выделить Украине полмиллиарда евро, после чего тут же начались разговоры о необходимости сооружения нового саркофага", — пишет газета.
Одновременно, отмечает издание, на фоне разговоров о сооружении нового саркофага пару дней назад Виктор Янукович объявил о своей безоговорочной приверженности идее использования атомной энергии. "Вообще-то, ему следовало бы рассказать, какие уроки он извлек из чернобыльской катастрофы, а не говорить о том, как он планирует развивать атомную электроэнергию. Можно ли доверить Януковичу такую большую сумму денег?", — спрашивает «Frankfurter Rundschau».
Издание продолжило тему Чернобыя в контексте нежелания России помогать борться с этой проблемой.
Газета считаает, что Москва достаточно холодно отнеслась к предложению выделить деньги на новый саркофаг для чернобыльской электростанции, большая часть суммы таки будет выложена с кармана Евросоюза. "Почему Россия, которая любит называть себя наследницей СССР, неохотно берет на себя ответственность за Чернобыль? Потому что это не отвечает сегодняшнему имиджу достаточно грозной и процветающей экономической силы. В тоже время, не задумываясь о будущем, Москва устраивает чемпионат мира по футболу, зимние Олимпийские игры в Сочи, соглашается провести мировое первенство по фигурному катанию, от которого пришлось отказаться Японии, вкладывает огромные суммы в "патриотические" отрасли экономики — военную промышленность и исследования космоса и т.д.", — говорится в публикации.
Такое поведение Москвы, считает газета, не вызывает особого восторга и не придает ей престижа, ведь, как никак, но новый саркофаг призван защищать от радиации всю Европу, в том числе и саму Россию.
«Frankfurter Rundschau» считает, что Украина, скорее всего, не получила бы денег на саркофаг, если бы не катастрофа на атомной электростанции в Японии. "25 лет спустя после Чернобыльской катастрофы Украине все еще нужна международная финансовая помощь для преодоления последствий взрыва атомного реактора. И Украина таки получила деньги на построение саркофага", — пишет газета. Потому, что, по ее мнению, "Фукусима" действительно впечатлила и напомнила о опасности атомных электростанций.
По мнению американского издания «The Washington Post», Чернобыль стал толчком к независимости Украины.
"После событий в 1986 году возвращение к единству СССР уже было практически невозможно: слишком много людей были разочарованы властью и ее действиями", — пишет газета, отмечая, что украинцы до сих пор помнят страх перед радиацией и перед неизвестностью, но еще острее они помнят, как почувствовали себя жертвами предательства.
Дело в том, продолжает издание, что много украинцев и вправду доверяли советской властии готовы были защищать родину, несмотря на все трудности. "Но, — рассказывает жена водителя скорой помощи в Припятье Анатолия Винокура Людмила — родина повернулась к ним спиной. Дело было не только в молчании властей в первые две недели. Равнодушие официальных лиц сделалось постоянным элементом истории Чернобыля. Меня и моего мужа никто не хотел брать на работу, как будто мы прокаженные".
По словам Людмилы, денежное пособие было слишком маленьким, медицинская помощь — недостаточной. В итоге Анатолий вернулся на прежнюю работу в Чернобыле, теперь он инвалид. "Люди почувствовали, что их обманули и поняли, что в итоге Москва об Украине не позаботится, и когда появилось море других бед, люди припомнили этот урок и не захотели оставаться в союзе социалистических стран: 1 декабря 1991 года большинство жителей Украины проголосовало за независимость", — пишет газета.