Несколько дней назад ведущий ночного шоу на одной из частных американских радиостанций заявил буквально следующее: «В начале девяностых годов прошлого века все цивилизованное человечество ожидало от Киева экономического прорыва, соблюдения прав и свобод человека, и, наконец, простого процветания рядовых граждан. Сейчас Украина, охваченная территориальным конфликтом, оказалась на последнем месте по уровню жизни в Европе, а из страны ежемесячно эмигрируют тысячи людей». С личным убеждением указанного ведущего не согласились десятки крупнейших мировых изданий, включая The New York Times, The Independent и The Wall Street Journal. В дни празднования очередной годовщины Независимости Украины ГолосUA собрал наиболее яркие высказывания международных политиков и аналитиков о прошлом, настоящем и будущем нашего государства.
«Украина имеет право на светлое будущее, пусть оно действительно окажется светлым, — сказал избранный премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. – Со своей стороны, Лондон сделает все возможное, чтобы поддержать официальный Киев». Приводя эти слова британского лидера, лондонская газета The Independent не упомянула о том, что тот же Джонсон отправил в украинское посольство в Лондоне специальное поздравление, которое завершалось словами: «Слава Украине!». Кстати, о том, как именно новый хозяин резиденции на Даунинг-стрит,10 будет общаться с новыми украинскими властями, издание также не упоминает. Впрочем, этого и не нужно. Как стало известно корреспонденту ГолосUA из британских источников, продолжать активное сотрудничество с Украиной Туманный Альбион намерен исключительно после того, как Лондон решит проблему своего «развода» с Европейским Союзом.
Кстати, поздравления от ЕС в этом контексте оказались куда более яркими. «Украина была и остается нашим партнером, с которым мы связываем свои надежды, — цитирует слова канцлера ФРГ Ангелы Меркель Европейский бюллетень — В лице Германии Киев всегда сможет найти доброго партнера». В том же духе высказался и президент Франции Эммануэль Макрон, и глава НАТО Йенс Столтенберг.
Впрочем, за приветными и приятными фразами Запад не забывает и о критике сложившейся в нашей стране обстановке. «Прошло двадцать восемь лет с момента обретения Украиной независимости. И поистине – это 28 лет стали порой надежд и разочарований, — сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA европейский правозащитник Александр Митц. – Запад надеялся на то, что общественные выступления 2004-го и 2014-го годов смогут изменить украинское общество к лучшему. В итоге мы стали свидетелями кровавого противостояния на Донбассе, аннексии Крыма и гибели десятков тысяч ни в чем не повинных людей. Разве могла Европа рассчитывать на то, что миллионы украинцев покинут насиженные места в поисках элементарного заработка?».
Это мнение разделяет и европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. «В Украине запрещены многие российские музыкальные исполнители, блокированы сотни сайтов во Всемирной Паутине, а по улицам крупных городов проходят «факельные шествия» крайне правых группировок. Европа не может принять такое положение вещей, и в дальнейшем будет это порицать».
И все же даже в подобных суждениях аналитиков в буквальном смысле этого слова проскальзывает надежда. «Независимая Украина наглядно продемонстрировала всему миру, что она по-настоящему является жизнеспособной страной, — отмечает европейский обозреватель Мари Пьюдеба. – В этой связи можно напомнить о громких победах украинских спортсменов, о персональных выставках украинских художников в лучших западных галереях и проведении показов моды украинских дизайнеров по обе стороны Атлантики. Лично мне кажется, что двадцать восемь лет Независимости вашей страны – это лишь первая ступенька на пути к процветанию официального Киева».
А вот уже это мнение полностью поддерживает американский политический обозреватель Уильям Коннолли. «Двадцать восемь лет для истории отдельно взятого государства – слишком уж маленький срок для того, чтобы подводить какие-либо геополитические итоги, — отметил он. – Очень хочется верить, что в течение ближайших двадцати восьми лет никаких существенных разочарований в новейшей истории Украины не будет. Только – оправданные надежды. Ведь цивилизованный мир в этом заинтересован далеко не последнюю очередь».
Добавить что-либо к сказанному трудно.