Андрей Кислов
08:11 25/10/2020

«300 депутатов»: почему Зеленский не выносит такие вопросы на референдум

Инициатива сократить число депутатов Верховной Рады, по экспертному мнению, имитация, не имеющая юридической силы. Дескать, если бы Президент действительно хотел спросить мнение народа, провел бы референдум. Но закон о референдуме власть не принимает — на нем пришлось бы говорить о продаже земли иностранцам, как обещал Зеленский.

«Имитация изучения общественного мнения»

Один из вопросов в общенациональном опросе 25 октября будет таким: «Поддерживаете ли вы сокращение количества народных депутатов до 300?»

В Офисе Президента подчеркивают, что опрос не имеет юридической силы, но ответы граждан будут иметь решающее значение. 

«Если люди скажут «да», ни один политик — сколько бы у него не было финансового, медийного или партийного влияния — не сможет возразить воле народа», —  заявили в ОП.

В Офисе Президента рассудили, что привычное число народных депутатов — 450 человек «слишком велико».

«Уменьшение количества народных избранников может положительно сказаться на качестве представительства интересов избирателей. Возрастет конкуренция за депутатский мандат. Парламент станет еще более профессиональным, что просто необходимо государству сегодня. А 300 народных избранников абсолютно оправданное количество депутатов с учетом нового административно-территориального устройства страны», — отмечают в ОП.

Следует отметить, что в начале февраля Рада приняла постановление об одобрении соответствующего президентского законопроекта. А поскольку речь идет об изменении Конституции требуется принятие законопроекта на двух сессиях парламента. Если в первом чтении нужно обычное большинство в 226 голосов, то во втором потребуется триста голосов.

Примечательно, что законопроект о сокращении числа депутатов Зеленский подал к самому началу работы парламента нынешнего созыва- 29 августа 2019 года. А идея уменьшить количество депутатов озвучивалась еще до парламентских выборов 2019 года.

Так, представитель Президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук напоминал о референдуме 2000 года. «Мы не можем игнорировать то, какой процент граждан тогда за это проголосовал. Поэтому в качестве политико-правовой основы мы будем учитывать и тот референдум», — говорил он в июне прошлого года.

Тогда же шла дискуссия, чем заменить смешанную систему формирования парламента.

«Есть два пути: или нарезание волостей с надсмотрщиками – тогда это мажоритарка. Или путь политического структурирования общества – тогда это пропорционалка», –  говорил Стефанчук.

Он рассуждал, что проблему можно было решить путем введения двухпалатного парламента, и такое решение было поддержано на референдуме 2000 года.

Само сокращение числа депутатов должно было сопровождаться формированием двухпалатного парламента, одна из палат которого представляла бы интересы регионов. Теперь избирательная система изменена на пропорциональную систему с открытыми партийными списками, и потребность в двухпалатном парламенте не рассматривается.

Политолог Руслан Бортник отмечает, что если бы Президент действительно хотел спросить мнение народа, то провел бы на всеукраинском референдуме или заказал бы профессиональное социологическое исследование.

«Только тогда бы Президент получил результаты, от которых нельзя бы было отмахнуться. Данный опрос (намеченный на 25 октября) – имитация выявления общественного мнения с целью получения определенного политического инструмента», — считает политолог.

«А он вышел легко из этой ситуации»

Руслан Бортник подчеркивает: «Президент Зеленский затеял опрос, чтобы мобилизировать своих сторонников и дать им мотивацию прийти на избирательные участки путем имитации рассмотрения важных вопросов. Это попытка превратить местные выборы в четвертый тур президентских выборов, вынеся на них общеполитические вопросы».

Действительно, местные органы власти, которые будут избраны 25 октября, не занимаются подобными вопросами. Эксперт Даниил Богатырев отмечает, что результаты опроса не будут обязательными к применению.

«Данный опрос с социологической точки зрения не будет репрезентативным. Как правило, явка на местных выборах составляет около 40%, а из-за коронавируса она может оказаться еще меньшей. На выборы приходят люди определенных возрастных категорий, а потому определенного среза общества при данном опросе мы не получим. Поэтому к социологии он будет иметь мало отношения», — рассудил он.

Напомним, на референдуме 2000 года предлагалось сократить количество депутатов с 450 человек до 300. Эту идею поддержали 89,91 % участников референдума. Но результаты не были имплементированы Верховной Радой, которая тогда была в конфронтации с Президентом Леонидом Кучмой.

С 1991 по 2009 год в Украине прошло 150 референдумов. Это были в основном местные плебисциты. Из них 55 — по вопросам административно-территориального устройства, 36 — по изменениям названий населенных пунктов, 34 — о прекращения полномочий представительских органов местного самоуправления. Сам закон 1991 года «О всеукраинском и местных референдумах» утратил силу после принятия закона «О всеукраинском референдуме» в 2012 году. Но в 2018 году Конституционный суд признал его неконституционным, так как имело место неперсональное голосование при его принятии.

В тоге вопрос о референдумах оказался неурегулированным. В июне 2020 года Зеленский внес в Раду законопроект «О народовластии через всеукраинский референдум». 18 июня этот законопроект был принят в первом чтении.

Следует напомнить, что в первом пункте предвыборной программы Зеленского говорилось: «Мой первый законопроект «О народовластии». В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только Народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии».

Позже, при рассмотрении законопроекта о рынке земли, Президент обещал вынести на всеукраинский референдум вопрос продажи земли иностранцам. Однако, закон о референдуме до сих пор не принят, хотя противостояния Рады и Президента сегодня нет.

Доктор политических наук, профессор Валентин Якушик, комментируя нынешний всеукраинский опрос, сказал: «Это не референдум, не плебисцит, не то, как проводят в Швейцарии местные референдумы. У всех возникал вопрос, как же успеет Президент поставить юридически значимые вопросы. А он вышел легко из этой ситуации. Они совершенно юридически незначимы».

Читайте также по теме