По статистике, сердечнососудистые заболевания являются самой распространенной причиной смертности. Среди них немалую долю занимают нарушения ритма сердца, которыми страдает около миллиона украинцев. Однако в нашей стране лечение аритмий оперативным путем проводится в десять раз реже, чем в европейских странах. Медики объясняют это, в первую очередь, экономическими причинами: нет денег у населения, плохо и с материальным обеспечением государственной «бесплатной» медицины, недостаточно квалифицированных специалистов, мало центров… Впрочем, есть и другие причины. В менталитете наших сограждан прочно укоренилась боязнь операций, тем более на сердце. Украинцы предпочитают страдать от боли, отказываться от работы, горстями глотать таблетки, только бы «не ложиться под нож». И далеко не все знают, что для оперативного вмешательства чаще всего никакого «ножа» то и не нужно. Не нужны наркоз, искусственная остановка сердца. А после – в большинстве случаев не понадобится и пожизненный прием лекарств, не говоря уже о возвращении к активной жизни. ГолосUA воочию убедился, что новые технологии в медицине вытеснили прежние инструменты.
Большой зал операционной просто напичкан различными мониторами, сложной аппаратурой, еще несколько экранов находятся в предоперационной комнате (откуда через окно удалось понаблюдать за ходом операции и нам). Там за «пультом» постоянно находились еще несколько врачей-ассистентов. Связь через микрофон. Сложные термины, цифры, кардиограммы…
Да и сам оперируемый – мужчина лет пятидесяти – серьезный, в очках, мало напоминает «больного». Готовя его к операции, медики были заняты в основном не уколами и капельницами, а подключением различных датчиков, проводков. Как в настоящей лаборатории. По словам медиков, его патология «относительно несложная». Однако, в большинстве случаев может привести к серьезным осложнениям.
«Я сам пришел из «большой» кардиологии, делал сложные операции на сердце, но теперь намного приятнее работать», — рассказал нам перед операцией заведующий лабораторией электрофизиологических, гемодинамеческих и ультразвуковых методов исследования Института сердечнососудистой хирургии им. Н. Амосова Борис Кравчук, который, собственно, и проводил вмешательство. Многочисленная аппаратура в его «лаборатории» — операционной помогает избежать наркоза, разрезов, искусственной остановки сердца, а потом сложной и длительной реабилитации.
«В большинстве случаев на следующий день после операции больные выписываются из больницы, еще через 5-7 дней возвращаются на работу, к полноценной жизни. У нас бывают такие случаи, когда сутра мы делаем операцию больному, а вечером он уже спешит на поезд», — продолжает врач Борис Богданович перед входом в операционную.
Суть операции, по его словам, сводится к тому, что через пункцию в бедре по артерии к сердцу вводится специальный катетер с датчиками. Он позволяет установить участок на сердце, который дает сбой в нормальном ритме сердца. А затем врач с помощью того же катетера нейтрализует активность «плохого участка».
Мы наблюдаем, как врач вводит этот самый катетер – тоненький проводок, диаметром всего 2 мм. Странно, но, по словам ассистентов, мужчина на столе ничего не чувствует. «Место пункции обезболивается, а движения катетера по артерии больной не ощущает», — поясняет ассистент.
На мониторах в операционной загорелись красные лампочки. Значит, рентген-аппарат выводит изображение на экран. Врачи оперируют в специальных халатах, есть защита и на больном. Это позволяет снизить риск от рентген-облучения. А вот нам находиться вблизи операционной нельзя. Выгоняют.
К слову, о доступности данной процедуры. По словам врача Богдана Кравчука, самая дорогая составляющая – катетер – стоит в пределах 10-13 тыс. грн. Однако с 2010 года обеспечение клиник дорогостоящим оборудованием значительно улучшилось, поэтому есть шанс получить его бесплатно. Тем более, что в Украине, как и во всем мире, сейчас широко используется абсолютно безопасное повторное использование аппарата. Тогда, по словам медиков, больному остается лишь заплатить 500 грн. в качестве страхового взноса. Конечно, никто «на камеру» не сообщает о том, во что выливается данная операция с учетом покупки необходимых лекарств, стоимости пребывания в стационаре, «благодарностей». Но, наверное, по сравнению с пожизненным «сидением» на также недешевых лекарствах и возможностью работать, жить полноценной жизнью без боли, это разумная трата.