- «Укрзализныця» у всех на слуху. Неудивительно, ведь самым популярным видом транспорта среди украинцев все еще остается железная дорога, не считая личных автомобилей конечно. Однако транспортное ведомство постоянно преподносит сюрпризы: то «хюндаи» вводит, то цены на билеты повышает, то отменяет годами проверенные маршруты, отрезая целые села от цивилизации. Нередко люди сталкиваются с массой проблем уже на первой стадии процесса перемещения из пункта А в пункт Б — покупке билетов. Голос UA подготовил 5 советов, которые помогут вам совершить поездку без эксцессов.
- Электронный билет — живая очередь
- Покупая билет через интернет, не тешьтесь мыслью, что удалось избежать очереди. Поскольку распечатанный документ еще необходимо поменять в спец кассе на вокзале на обычный билет.
- Несмотря на постоянные обещания руководства «Укрзализныци» об упрощении системы покупки железнодорожных билетов через интернет, люди часто сталкиваются с проблемами не только и не столько при покупке билета в сети, сколько при обмене электронных билетов на обычные в кассах ж/д вокзала.
- К примеру, на Центральном вокзале в Киеве еще пару месяцев назад работало всего три окошка (два — в Южной части вокзала и одно — в центральной), где можно было обменять билеты, возле которых образовывалась огромная очередь. Ранее рядом с этим окошком стояли так называемые «билетоматы», где можно было достаточно легко обменять билет. Однако постоянно возникали проблемы из-за отсутствия бумаги для печатания, и их убрали.
- Люди в очередях заметно нервничают, поскольку многие, не рассчитав время, реально опаздывают на поезда.
- Справочная служба вокзала утверждает, что электронный билет на обычный можно обменять в любой кассе вокзала, но продавцы в кассах эту информацию опровергают, говоря, что такой возможности в их компьютерах нет.
- Поэтому, старайтесь приехать на вокзал заранее — если не за несколько дней до отправления, то хотя бы за несколько часов, чтобы не столкнуться с реальной проблемой остаться дома.
- Сдача электронных билетов — с сединою на висках
- Невероятно сложный и полный неожиданных бюрократических поворотов процесс — сдача электронных билетов, чтобы получить назад деньги. Здесь важный совет аналогичный предыдущему — делайте все с приличным запасом времени и с позитивным настроем, ибо попытка сдать купленные в интернете билеты на поезд в кассу и вернуть часть потраченной суммы – сложное задание для людей с неустойчивой психикой.
- Стоит отметить, что если вы передумали ехать по купленным билетам, то сдать их нужно не позже, чем за одни сутки до отправления. Иначе вы потеряете на сдаче билета от 40% от его стоимости. Сдача билета до этого срока — и вы теряете всего около 20% от стоимости.
- Примечательно, что билет можно сдать даже уже после того, как поезд уехал. Правда, вам вернут не более 20% от его стоимости.
- Позитивным является то, что если вы купили билет в кассе, то при его сдаче с вами расплачиваются на месте наличным, если же билет был куплен через интернет, то средства могут быть возвращены только на банковский счет, с которого они были куплены, в течение… 180 дней.
- Однако, успокоила нас кассирша, в основном средства на карточку возвращают на протяжении месяца. Как оказалось впоследствии, она не соврала — полная сумма компенсации поступила на счет ровно через месяц.
- На этом позитивные моменты заканчиваются. Очень важно специально приехать на вокзал не перед отъездом, а заранее и желательно днем, когда очереди небольшие, поскольку процедура оформления возврата средств забирает от 30 минут на одного человека. Если перед вами в очереди двое людей, готовьтесь к долгому ожиданию. Ускорить процесс нельзя – действуют те же самые принципы, как и 4 года назад.
- Сначала кассирша очень долго распечатывает бланки для заполнения на каждый билет!!! При этом она распечатывает новый билет на каждый билет, в котором указывается отмена и количество компенсируемой суммы. Более того, делается все в двух экземплярах, один из которых по непонятным причинам остается у клиента.
- Далее еще хуже. Идентифицировав сдающую билеты личность по паспорту, кассирша по закону просит в каждый бланк сдачи каждого билета вписывать полные данные паспорта с местом и датой выдачи. Помимо этого, в бланке под каждый билет нужно указать причину возврата билета, ФИО владельца банковской карточки, первые и последние 4 цифры карточки, контактный телефон, дату и подпись.
- Это процесс кажется не таким безумным, когда на руках два билета. Однако мы стали свидетелями, как женщина сдавала 14 билетов. Мало того, что ей придется прийти еще раз, поскольку одновременно сдать можно только 9 билетов (как объяснили позже, потому что купить в интернете за один раз можно только 9 билетов, кто установил, что купить за один раз можно только нечетное количество??? – ред.), так еще на каждый билет женщине пришлось заполнять бланк, а потом ждать, пока кассирша распечатает новые билеты, в которых указана сумма компенсации.
- Остается только радоваться, что в «Укрзализныце» не выдумали для сдачи билета требовать персонального присутствия каждого купившего билет, ведь они теперь именные.
- По истечению 4 лет неудобств остается только один немой вопрос к властям: почему нельзя разработать схему возврата денег через интернет за купленные посредством интернета билеты?
- Позже возьмешь — скорее приедешь
- Логика «Укрзализныци» непонятна, но процесс продажи билетов действует именно так: каждую неделю вбрасывают по чуть-чуть билетов, например по количеству на один вагон, поэтому часто можно посреди недели наблюдать картину, что билетов нет, они раскуплены и нужно ждать следующего вброса билетов на продажу. Из-за этого многие люди отказываются от поездок, так как не могут купить билеты заранее. Другие — покупают билеты на боковушки возле туалета, а потом с недоумением наблюдают, что едут в полупустом поезде, где полно свободных мест.
- Здесь очень важные два совета: во-первых, не бойтесь покупать билеты в последние дни и даже часы — именно в последние дни проводится последний (и самый массовый, до пяти вагонов сразу) вброс билетов на продажу, во-вторых, есть специальный сайт отслеживания железнодорожных билетов. За символическую сумму (около 3 грн) вас впускают в систему, которая присылает вам смски о появившихся билетах на интересующих вас маршрутах, тогда можно успеть купить эти билеты.
- Проводник — путешественнику друг
- Путешествующие люди часто недооценивают проводников, недолюбливают их, считая жадными и ворчливыми. Проводники проводникам рознь, как и сами путешественники.
- Хоть это обычно молодежный, студенческий вариант, но и взрослым не стоит бояться подходить к проводникам и просить их о немного незаконной процедуре. Это их копейка, прежде всего, и это не бессмысленно, поскольку практически у каждого проводника всегда есть «припасенное местечко», в худшем случае для него и в лучшем для вас вы можете провести ночь в купе проводника даже в плацкартном вагоне.
- Для примера, короткая история. Пытаясь сесть на поезд Симферополь-Минск, чтобы доехать из Киева в Чернигов (около 3 часов езды) около 1:00 ночи, мы были ошеломлены ценой билета — 100 грн с человека, только купе, при чем почему-то опции «отказаться от постели» не было (зачем человеку постель всего на три часа?). Но мы решили не отчаиваться и подошли к одной из проводниц. Уговаривали ее недолго. В итоге она согласилась взять двоих человек всего за 100 грн. При этом мы получили обе полки на одной из боковушек и смогли даже немного поспать.
- Не бойтесь добиваться своего
- Этот совет покупки билетов касается косвенно и заключается он в простой максиме: добивайтесь своего. Покупая билет, находясь в вагоне, на вокзале, требуйте к себе нормального отношения, требуйте участия по обеспечению вам удобств ответственных за это работников. Добиться своего не всегда получается, но стараться нужно всегда.
- Два коротких примера. Лето, на улице +27 градусов, душный, прогревшийся за день горячий вагон, но это вагон переоборудованый и на входе красуется значок — «с кондиционером». Немой вопрос- почему тогда в поезде уже час нет прохлады, дышать нечем и можно легко схлопотать приступ удушья, или не дай Бог еще чего посерьезней. Вопрос к проводнице: почему не работает кондиционер? Ответ уникальный: потому что открыты окна в коридоре. Закройте окна и я включу кондиционер, а то я закрываю, а кто-то открывает все время. На общение со всеми пассажирами уходит 5 минут, все окна закрыты — и через 10 минут приходит благодать.
- Второй пример. Холодное утро в конце сентября, нестандартно низкая температура для этого времени года. В электричке, точнее поезде «повышенного комфорта» Неданчичи-Киев зуб на зуб не попадает. Вагон почему-то не отапливается. На просьбы включить или как-то поспособствовать включению отопления, от проводницы слышим: «Укрзализныця» — это госпредприятие, поэтому у нас в вагонах топить начнут тоже с 15 октября, как везде». Удивительно, но на возмущение, что вагон — это не жилой дом с центральным отоплением, видимо отреагировали, потому что через 15 минут трубы по стенкам вагона наполнились теплом.
После перевода часов на час назад в 4:00 в воскресенье 27 октября,...