Еще до официального завершения избирательной кампании и объявления результатов выборов в Верховную Раду по всей стране, 59 мажоритарный округ в Донецкой области (центр – пгт Великая Новоселка) уже вошел в историю этого волеизъявления как один из самых конфликтных и проблемных. Через полторы недели после проведения голосования он остается единственным, где еще не посчитаны голоса. И где результат этого процесса может стать испытанием на прочность демократии для всей страны.
Шины и автоматы
В чем разница между террористическими организациями ДНР и ЛНР и демократической Украиной? Кроме прочего, на неподконтрольной ополченцам территории возможны свободные выборы. Так до недавнего времени думали и жители округа 59, большинство участков которого находятся на территории освобожденной Донецкой области. Однако события, которые происходят здесь в течение последних нескольких недель, заставили многих избирателей и наблюдателей усомниться, что жизнь под украинским флагом гарантирует свободное и безопасное волеизъявление.
За 20 км от линии фронта и в 40 км от ставшего уже легендарным Донецкого аэропорта выборы народных депутатов проходили под дулами автоматов воинов добровольческого батальона «Днепр-1» и «Правого сектора». Окружная и участковые комиссии и в процессе работы до выборов, и непосредственно в день голосования подвергались давлению со стороны людей в камуфляже. Здесь похищали наблюдателей, подбрасывали им гранаты, заявляли о минировании, блокировали доступ к системе «Выборы», вбрасывали бюллетени, за два дня до выборов меняли населенный пункт (!) в котором должен был работать окружком.
За время кампании здесь трижды поменялось руководство и дважды – состав окружной комиссии. Причем одна из замен главы и секретаря постановлением ЦИК произошла в ночь с субботы на воскресенье перед выборами. Подсчет голосов происходит при постоянных митингах вооруженных людей под стенами клуба, где размещен окружком. Бойцы «Правого сектора» даже пытались зажечь шины на площади перед зданием. А в один из дней подсчета неизвестные зашли на территорию помещения и просто начали паковать документы и технику, якобы увозя ее в Киев.
Полпроцента достаточно
С чего такое внимание одному из почти двух сотен округов, где проходили мажоритарные выборы? Почему именно здесь силовые сценарии разыгрывались с такой интенсивностью? Дело в том, что одним из кандидатов в депутаты на этой территории был Валентин Манько, один из командиров батальона «Днепр-2». Ранее совершенно неизвестный на округе, «парашютист» Манько был якобы делегирован на Донбасс «патриотическими силами» сразу после освобождения значительной части округа от сепаратистов. О его боевых заслугах здесь никто не слышал: по данным соцопросов, которые проводились накануне голосования, рейтинг этого кандидата среди избирателей не превышал 0,5%.
Лидеры гонки, среди которых мэр Курахово Сергей Сажко (по опросам получал более 40% голосов), а также «регионал» Валерий Коновалюк и самовыдвиженец Сергей Байбурин очевидно даже не рассматривали В. Манько в качестве серьезного конкурента. А зря. Ведь вместо того, чтобы проводить агитацию, знакомить избирателей со своей программой, зарабатывать если не рейтинг, то хотя бы узнаваемость на округе, представитель «радикально-патриотических» сил решил сделать ставку на фальсификации, силовое давление и отстаивание «победы» по законам военного времени.
Недооценка противника заставила серьезно понервничать не только самих кандидатов, но и членов комиссий, которые оказались под беспрецедентным давлением. Под видом «обычной охраны» участков в прифронтовом округе, они получили прямую угрозу жизни со стороны представителей одного из кандидатов. Поэтому говорить о свободном волеизъявлении или подсчете голосов не приходилось. В день выборов именно на тех округах, где вооруженные «сторонники» В. Манько устраивали провокации, к вечеру резко возросла явка (доходя до 90% при среднем показателе по округу и Донбассу в целом в 25 – 30%). И по данным ЦИК, именно здесь большинство голосов было отдано за «патриотичного» кандидата. Откровенные вбросы бюллетеней фиксировали наблюдатели Комитета избирателей и сети «ОПОРА». А решение ОИК пересчитать голоса только по одному кандидату – Сергею Сажко – и вовсе стало беспрецедентным и явно играло в пользу В. Манько. Ведь именно в ходе таких пересчетов бюллетени противника можно испортить, тем самым сводя его шансы на победу к минимуму.
Шанс для Президента и страны
Чем закончится противостояние – пока неизвестно. Однако уже сейчас понятно, что резонанс, который эта ситуация вызвала в СМИ, в экспертном сообществе и среди общественных активистов, заставляет задуматься о ее влиянии в целом на развитие демократических процессов в государстве.
По большому счету, широкой общественности все равно, кто станет победителем в сельском округе где-то на окраине страны. Условный «мэр сажко» или «ультрапатриот манько» могли появиться где-угодно. Другое дело, КАК проходит это противостояние – с автоматами, шинами, похищениями людей, давлением со стороны тех, на чьей стороне банальная физическая сила.
Если оставить эту историю без должного расследования, открытыми останутся целый ряд вопросов. Например: можно ли добиться нужного результата на выборах (а нас ведь еще ожидает местная избирательная кампания!), просто приведя в комиссию людей с автоматами? Есть ли у власти действенные механизмы контроля над добровольческими батальонами или же это «государства в государстве», которым на откуп отдаются целые округа? Ведь самоуправство на выборах – это лишь вершина айсберга их бесконтрольности. Ниже «ватерлинии» — мародерство, грабежи, похищения людей, пытки, самосуды, захваты стратегических объектов и прочие вещи, на которые власть сегодня закрывает глаза. Но которые могут перерасти в систему.
Способен ли Президент Петр Порошенко обеспечить мир, порядок и соблюдение закона хотя бы на освобожденных территориях Донбасса и каким образом это будет происходить? Как после таких выборов доказать жителям Курахово и Великой Новоселки, что жить в свободной Украине – лучше, чем под властью ДНР?
Привычка брать власть силой, при помощи оружия – это опасный прецедент для существования демократии в Украине. Нет никаких гарантий, что завтра желание получить искомый результат, не прилагая никаких усилий, не возникнет у батальона (его ставленников или кукловодов) в Виннице, Одессе или Чернигове. Не станет ли это предпосылкой для «народной» децентрализации, или еще хуже – новой волны сепаратизма, когда в каждом селе вооруженные люди будут забирать себе столько власти, сколько смогут удержать на своих штыках?
Сейчас у Президента еще есть шанс удержать ситуацию, показательно приструнив распоясавшихся на 59 округе бойцов. И продемонстрировать не только жителям Донбасса, но и всему миру существенную разницу между жизнью граждан под властью местных гопников и жизнью в демократической Украине, где государство обеспечивает и защищает их право выбора. Если этого не сделать, то смысла говорить о европейском пути развития страны больше нет.