Вступительная компания началась! Сделаны первые шаги.
Министерство образования и науки Украины на своем официальном сайте разместило «Условия приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2015 году», Календарный план проведения внешнего независимого оценивания результатов обучения, полученных на основе полного общего среднего образования, определен механизм и порядок расчета конкурсных баллов.
Что касается организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях лиц, проживающих на временно оккупированной территории в Автономной Республике Крым, городе Севастополе и в местах проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях, МОН Украины издало письмо №1 / 9-535 от 14.10.2014. В этом письме говорится, что «… ни один «документ об образовании», выданный оккупантами, самопровозглашенной «властью» Крыма и террористическими организациями в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей, не будет признан, нострифицирован или обменян МОН Украины, другими органами государственной власти Украины и зарубежными странами» и предлагает довольно сложную и запутанную процедуру экстерната.
Однако механизмы решения проблемы и до сих пор не оглашены ни областными управлениями образования, ни Украинским центром оценивания качества образования. Последний, в частности, никак не реагирует на ситуацию, в которой оказались выпускники школ отдельных территорий Луганской и Донецкой областей — зоны проведения АТО. Никаких нормативных документов, разъяснений, рекомендаций для этой категории выпускников Центр не предлагает. В то же время демонстрирует стремление расширить свои полномочия: в адрес вузов звучат критические замечания об отсутствии правил приема на обучение, о политическом несоответствие отдельных руководителей университетов и т.д.
Ситуация воспринимается обществом неоднозначно. Проблемы накапливаются. Дети, которые каждый день выживают в условиях боевых действий, являются, фактически, заложниками «большой политической игры». Но они ходят в школу и имеют право на будущее. Кто из государственных чиновников возьмет на себя ответственность обеспечить выпускникам этих территорий «социальный лифт», о котором так много декларируется? Раскроет ли государство перед ними двери высших учебных заведений, или они пополнят ряды «потерянных поколений»?