Никита Бегаль
06:00 24/04/2017

Абонплата за энергоресурсы: радоваться или плакать

Украина продолжает реформировать сектор жилищно-коммунальных услуг. Вслед за нашумевшем известии о введении абонентской платы за доступ к газовым сетям,  запуск которой пока приостановлен, стало известно, что Украина, как заемщик  Международного валютного фонда, обязуется с 1 августа текущего года разделить платежку за отопление на две части. Такой пункт зафиксирован в меморандуме о сотрудничестве между Украиной и МВФ.

Двухставочный тариф на тепло, на котором сегодня настаивает МВФ, не является ноу-хау для Украины. Он давно действует, к примеру, во Львове и Виннице. Однако в данном случае речь идет о тотальном общегосударственном внедрении такого метода расчета. 

Первая часть данного типа тарифа (условно постоянная), направлена на покрытие расходов на содержание мощностей ТКЭ и оплачивается простыми потребителями ежемесячно, а вот вторая часть (условно переменная) учитывает стоимость энергоресурсов (газа, электричества), то есть затраты на производство тепловой энергии, и оплачивается потребителями только в течение отопительного сезона. В настоящее время плата за пользование тепловыми коммуникациями включена в базовую платежку, а ее отделение, как и в случае с  абонплатой  за газ, необходима, как уверяют власти, для создания прозрачности тарифа.

Эксперты указывают, что в отопительный сезон размер абонплаты будет напрямую зависеть от объема потребленного тепла, ведь компаниям-поставщикам нерентабельно транспортировать теплоноситель в малом количестве, и финансовую  диспропорцию в соотношении доставка/объем надо будет нивелировать. Логика очень проста: опт всегда подразумевает скидки. По предварительным подсчетам экспертов, абонплата для домохозяйства  при ежемесячном потреблении тепла в 1 Гкал составит 100-200 гривен, однако не все так просто, когда речь идет об Украине. Низкая оснащенность объектов жилого фонда системами учета и кричащие потери тепловой энергии в процессе доставки, которые иногда достигают 40%, подрывают идею ввода такой методики расчета.

«С одной стороны, это правильно — вводить абонплату за тепло, так как обслуживать теплосети нужно. Но необходимо понимать, что она является недопустимой, пока имеются потери в сетях и в домах, а у практически 50% потребителей нет счетчиков. Это является ограничением прав и навязыванием неконтролируемой услуги. Пока эти проблемы не будут решены, вводить абонплату, нельзя», — говорит эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук.

По словам эксперта, теплоснабжающие компании будут заинтересованы все свои потери включить в абонплату, и тут могут возникнуть злоупотребления. 

Добавим также, что сегодня  механизм жилищных субсидий не адаптирован к абонплате за тепло, и в целом для ее введения необходимо изменять нормативно-правовую документацию.

К слову, в будущем украинцев ждут новые преобразования, но уже в сфере электроэнергетике. В этом секторе также будет введена абонплата за транспортировку электроэнергии. Это одно из обязательств  Украины перед МВФ, оно прописано в т.н. Третьем энергопакете, который Украина обязалась имплементировать.  В этом документе постулируется, что транспортировка и продажа энергоресурсов должны осуществляться отдельными структурами, а не одной компанией. Нужно ли это сегодня украинскому потребителю — покажет время. Однако на примере абонплаты за газ, ожидаемые новшества в тепло- и электроэнергетики пока не вселяют оптимизма.

Напомним, тема введения абонплаты за газ взбудоражила общество и активизировала горячие дебаты среди политиков. Оказалось, что из-за внедрения данной методики расчета пострадают  4,5 млн украинцев, проживающих в многоквартирных домах с одной газовой плитой в квартире. Для них, по информации Министерства социальной политики,  общий «газовый» платеж  должен был повыситься в 1- 4 раза (при наличии счетчика типоразмера G 1,6) или в 5-8 раз (при отсутствии счетчика).

Читайте также по теме