С 10 октября в отечественном прокате — давно ожидаемый фильм Федора Бондарчука «Сталинград» (продюсеры Александр Роднянский и Антон Златопольский). Эта картина об одной из ключевых битв Великой Отечественной войны уже командирована за «Оскаром» от Российской Федерации. Хотя ни «Оскар», ни «Ника» давно не являются показателями качества тех или иных кинофильмов.
Над своим «Сталинградом» Бондарчук работал целых три года. На свой проект он потратил целых $30 млн. Что в совокупности перевешивает сразу две части «Обитаемого острова» того же Федора Сергеевича Бондарчука (как известно, экранизация Стругацких с треском провалилась в прокате).
Какова же прокатная доля может поджидать «Сталинград»? И какие могут быть прогнозы в связи с этой высокобюджетной картиной?
Вряд ли ей придется рассчитывать на глобальный коммерческий успех. Как в РФ, так и в других странах. Поскольку целевая аудитория этого блокбастера размыта и распотрошена.
Казалось бы, фильм заявлен как серьезный рассказ об одной из самых трагических страниц в нашей истории. Но внешне эта лента воспринимается как компьютерная игра-стрелялка для подростков. Конечно же, уровень исполнения «картинки» высокотехнологичный, продвинутый, даже наворочанный. В каждом эпизоде просматривается несколько планов, а в формате 3Dкартины войны и мира обретают объем и многозначительность.
В то же время от этой истории с экрана веет ледяным холодом. Мысли, чувства и поступки героев, которые сражались за родину, за дом, за конкретную девушку, подобны компьютерным программам. Все рассчитано, заданно, никаких живых импульсов, парадоксов. Даже самая трогательная сцена, когда солдаты тянут чугунную ванну для омовения героини среди свечей, кажется бутафорской и постановочной. Этими ли утехами должны были заниматься бойцы под прицелом фашистских снайперов в развороченном доме Павлова в аду Сталинграда?
Вряд ли с восторгом воспримут этот фильм и ветераны войны, даже если им подарят очки для просмотра 3D. Этот «проект» чужд им и идеологически (он явно сделан под Голливуд), и творчески (для ветеранов и тех, кто помоложе,по-прежнему каноны военного кино – «Баллада о солдате», «Летят журавли» или «Освобождение»).
Ну а для подростков, которых пытаются заманить в залы обыгрыванием мифа о войне в компьютерном соусе, в этом «Сталинграде» Бондарчука нет самого главного – сильного непобедимого супергероя, лихо закрученного сюжета, проще говоря нет здесь драйва. Каждый кадр фильма – самолюбование режиссера и продюсеров. Мол, посмотрите, как дорого и подробно мы обставили каждый эпизод Сталинградской битвы.
Но есть темы, в которых лучше не гнаться за дороговизной. А лучше прислушиваться к своему сердцу, к совести, когда ты пытаешься эти темы донести до зрителя. Тема войны – среди таковых. Слушая свое сердце и совесть (а не шелест купюр), снимали лучшие картины о войне Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Лев Кулиджанов, Юрий Озеров, Михаил Калатозов, Алексей Герман. У Бондарчука-младшего получилось высокобюджетное, красивое технически, совершенное кино – но, скорее, для Голливуда или для себя любимого. В этом плане он действительно выиграл. А вот подлинную битву за Сталинград – проиграл.